Афферентный синтез – процессы обработки и синтеза информации, которая необходима для того, чтобы совершить наиболее адекватный в данных условиях акт. Нейрофизиологический механизм этой стадии осуществляется с обязательным участием ориентировочно-исследовательской реакции, а также благодаря конвергенции возбуждений различной модальности на нейронах коры больших полушарий. Обработке информации способствует корково-подкорковая организация возбуждения.
Принятие решения – переход от возбуждения отдельных нейронов к интеграции нейронов в единую систему.
Акцептор результата действия – прогнозирование признаков будущего результата. Параметры результата сравниваются при помощи обратной афферентации с возбуждением нейронов акцептора результата действия. Т.е, в ЦНС формируется образ результата. В процессе достижения результата механизм акцептора результата действия осуществляет подгонку полученного результата и его прообраза.
Эфферентный синтез – формирование центральных механизмов, которые обеспечивают получение определенного результата.
Обратная афферентация (обратная связь) – способствует оценке реально полученных результатов с запрограммированными в акцепторе результатами действия. Если реально полученный результат соответствует прогнозируемому, то организм переходит к следующему этапу деятельности.
Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической деятельности, системы по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве функциональных многокомпонентных систем.
Функциональные системы – многомерны, имеют различные уровни взаимодействия между своими элементами и подчиняются принципам иерархичности (Ломов Б.Ф., 1984). Когда говорится о локализации функций, имеется в виду, прежде всего системная деятельность мозга, определяющая пути движения и места взаимодействия нервных процессов, лежащих в основе той или иной функции. В этом смысле психические функции приурочены к мозговым структурам, но в то же время одни и те же мозговые центры могут входить в различные «рабочие» констелляции, а одна и та же функция в разных условиях реализуется по-иному и опирается на разные по локализации мозговые механизмы.
Такие психические процессы как восприятие и запоминание, гнозис и праксис, речь и мышление, письмо и счет, не являются изолированными и неразложимыми «способностями» и не могут рассматриваться как непосредственные функции ограниченных клеточных групп, локализованные в определенных участках мозга. (10)
Вот почему ВПФ как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.
В случаях нарушения высших психических процессов, поражение каждой из зон головного мозга может привести к распаду всей функциональной системы, в осуществление которой эти зоны вовлекаются, и, таким образом, симптом (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации.
Чтобы перейти от установления симптома к локализации соответствующей психической деятельности нужно осуществить детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась, т.е. дать тщательную квалификацию наблюдаемого симптома.
Важнейшим положением отечественной нейропсихологии является положение о том, что ВПФ надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов А.Р.Лурия было введено понятие «фактор». Только работа, приводящая к выделению основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяет прийти к заключению о локализации нарушения, лежащего в основе дефекта.
Основной путь нейропсихологического исследования – это структурный анализ синдрома, с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. (10)
Информация по теме:
Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа
Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...
Инсайт
Опыт выражения до сих пор подавляемых чувств несет в себе нечто большее, чем просто высвобождение. В ходе этого переживания индивид обретает какое-то новое восприятие самого себя. Постепенно он достигает нового восприятия самого себя и че ...
Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...