Теория системной динамической локализации высших психических функций

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Теория системной динамической локализации высших психических функций

Страница 1

Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л.С. Выготским и его последователями – А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным и др. Основу этой теории составляет положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации.

Понятие «высшие психические функции» (ВПФ) - центральное для нейропсихологии – было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С.Выготским, а затем подробно разработано А.Р.Лурия. Как указывал А.Р.Лурия, ВПФ понимаемые как сложные формы сознательной психической деятельности, обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления (Лурия А.Р., 1969, 1973; Леонтьев А.Н., 1972).

То есть, ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. ВПФ представляют собой сложные «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский Л.С., 1960).

ВПФ как системы, обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат, средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

В дальнейшем, представление о высших психических функциях как о сложных психологических системах, было дополнено представлением о ВПФ как о функциональных системах.

В отечественной нейропсихологии локализация ВПФ рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная, многозвенная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур.

Локализация ВПФ характеризуется динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем, опосредующих ВПФ, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев.

Фундаментальный вклад в изучение проблемы локализации функций головного мозга, внесло учение И.П. Павлова о сложной динамической организации мозговых структур, лежащих в основе психической деятельности и теория функциональных систем П.К.Анохина, которые впоследствии легли в основу теории мозговой организации ВПФ.

Локализация функций, по И.П.Павлову, есть «…формирование сложных и «динамических структур» или «комбинационных центров», которые состоят из «мозаики» далеко отстоящих пунктов нервной системы, объединенных в общей работе» (Павлов И.П. Полн. собр. тр. , 1940, т. III, с. 253). Это учение было впоследствии развито в работах физиологов П.К.Анохина (1940, 1971) и Н.А. Бернштейна (1947, 1966).

«Функция», как это понимал П.К. Анохин, по существу является функциональной системой, направленной на осуществление известной биологической задачи и обеспечиваемой целым комплексом взаимно связанных актов, которые в итоге приводят к достижению соответствующего биологического эффекта.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций. Функциональная система – широкое функциональное объединение значительного числа физиологических компонентов (различно локализованных структур и процессов) с постоянной сигнализацией о результате действия для получения определенного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент в интересах целостного организма.

Наиболее существенные черты таких функциональных систем состоят в том, что они опираются на сложную динамическую конструкцию отдельных звеньев, расположенных на различных уровнях нервной системы, и что эти звенья, принимающие участие в осуществлении той или иной приспособительной задачи могут меняться, в то время как сама задача – оставаться неизменной.

Функциональная система включает в себя следующие компоненты: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, полезный результат системы, обратная афферентация о параметрах полученного реального результата.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома
В подростковом и юношеском возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привяз ...

Понятие конфликта и его описание
В самом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Также подходит такая трактовка конфликта, как то «специальна ...

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта