В-третьих, психотерапевт должен помочь клиентам изменить их мышление и отказаться от иррациональных идей. Если при некоторых подходах предполагается, что клиенты сделают все это самостоятельно, сторонники рационально-эмотивной терапии сознают, что алогическое мышление может быть настолько сильно, что клиенты не могут достичь изменений без помощи извне. Таким образом, терапия преимущественно состоит из оспаривания иррациональных убеждений. Предполагается, что в процессе оспаривания возникают желаемые когнитивные эффекты, эмоциональные эффекты и поведенческие эффекты.
Четвертый и заключительный шаг предполагает выход за обсуждение конкретных алогичных идей клиентов; рассматриваются иррациональные идеи в целом наряду с более рациональной философией жизни. В результате этого процесса клиенты усваивают рациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяются рациональными. Таким образом, удается избавиться от негативных эмоций, а также саморазрушающего поведения.[26]
При использовании метода рационально-эмотивной терапии работа с клиентом строится в несколько этапов и опирается на модель А-В-С.
Первый этап – кларификация, прояснение параметров события «A», в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. «А» включает в себя объективное событие и субъективное восприятие этого события.
На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом целью коррекции, по мнению Осиповой, является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап – идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события «С». Цель этого этапа – выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие, так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты.
У некоторых клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены. Осипова считает, что такие затруднения могут возникать у одних – из-за словарного дефицита, у других – из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.
Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.
Информация по теме:
Психолого-педагогические
особенности подростков из социально неблагополучных семей
В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных о ...
Эмоциональные особенности супругов и их роль в
возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена.
Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...
Виды агрессии и их классификации
социализация агрессия гендерный семья
Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«сп ...