Цель, задачи и этапы терапевтического процесса

Психология » Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения » Цель, задачи и этапы терапевтического процесса

Страница 1

Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либо действий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку,— психотерапия делает все это за счет использования церебральных процессов. Люди, как существа мыслящие, способны избегать большинства эмоциональных нарушения или несчастий, научившись мыслить разумно.[22]

Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. По мнению Глэддинга, люди часто вызывают у себя расстройство, заменяя желания и стремления долженствованием, внутренними императивами.[23] Эллис указывает, что, когда человек использует слова типа «должен», «обязан», «вынужден», он превращает желания в требования и начинает думать иррационально. Многие считают, что желания должны осуществляться и что если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТ помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТ клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.

Одной из задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении иррациональных последствий, или эмоциональных нарушений. Второй задачей является уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств). Третья задача — снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности.[24]

Паттерсон и Уоткинс считают, что в рационально-эмотивной терапии существуют и другие задачи, касающиеся психического здоровья, которые не выражены явно, а лишь подразумеваются. Они включают, хотя и не ограничиваются этим, пробуждение интереса к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление к независимости, самостоятельности и ответственности; терпимое отношение к несовершенству человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость и открытость изменениям; научное мышление; приверженность чему-либо вне себя; готовность рисковать или желание попробовать что-то новое; принятие себя; реализм (осознание нереальности утопий).[25]

Для того чтобы помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей и установок, заменить их логичными, рациональными идеями и установками, психотерапевт, во-первых, должен показать клиентам, что эти идеи и установки алогичны, разъяснить, почему это так, продемонстрировать (с помощью модели A-B-C) взаимосвязь между иррациональными идеями, с одной стороны, и несчастьями и эмоциональными нарушениями, с другой. Эллис полагает, что это делается в большинстве психотерапевтических подходов; однако это делается пассивно, косвенно и дальше этого не идет.

Во-вторых, необходимо помочь клиентам осознать то, что их эмоциональное нарушение поддерживается за счет алогического мышления; иначе говоря, их состояние обусловливается их собственным иррациональным мышлением в настоящем, а вовсе не сохраняющимся влиянием ранних событий.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой правого полушария
Согласно современным представлениям специфически правополушарными функциями у правшей являются перцептивные процессы (зрительное, тактильное восприятие) и конструктивная деятельность, а также наглядно-образное мышление, зрительная память ...

Характеристика метода наблюдения в психологии
Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жи ...

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3]. При нарушении умственного развити ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта