Жизненный цикл российской и американской семьи

Психология » Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых » Жизненный цикл российской и американской семьи

Страница 1

Сначала рассмотрим вариант типичного жизненного цикла американской семьи, как он был описан в классических работах по семейной психологии (из Будинайте, Варга, 2005):

1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

2. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером: влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза… Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни и согласовать их, у них формируется картина благоприятного будущего их семьи.

3. Третья стадия — заключение брака, объединение под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, возникновение общей жизни. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе: как будут распределяться функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка, что является сексуально привлекательным поведением и т.д.

4. Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и появился первый ребенок. Появление третьего члена семьи изменяет семейную структуру. Семья становится, с одной стороны, более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы становятся более дистантными по отношению друг к другу. Возникает необходимость в новом договоре, так как назрела необходимость в перераспределении ролей, времени, денег и т.п. (Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди? Или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой?)

Если появление младенца не принесло отчуждения в супружеские отношения, а сплотило родителей, значит, данная стадия пройдена удачно. Может быть и так, что появление ребенка вызывает ощущение рутины и монотонности жизни, супругам кажется, что молодость и праздник кончились и начались бесконечные будни. Муж чувствует себя заброшенным, не может смириться с тем, что все внимание теперь направленно на младенца, жена чувствует себя брошенной с ребенком на руках или замужем за легкомысленным подростком . Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии.

Это не обязательно приводит к разводу, но обычно закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными стабилизаторами. Например, это могут быть регулярные измены, хроническое заболевание у кого-нибудь из членов семьи или любые другие формы личной дисфункциональности (алкоголизм, неспособность к профессиональному успеху и т.п.)

5. Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не возникает необходимость в новом договоре о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. Однако стоит отметить, что существуют данные о зависимости семейной роли и порядка рождения ребенка.

С появлением детей возникает новая подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы: коалиции мамы с одним ребенком против папы с другим, или мамы с детьми против папы.

6. Шестая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как становиться успешным, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

История изучения, определение понятия, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития [26]. Основная задача, стоявшая перед ним ...

Теоретические подходы к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих ориентаций
Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет ...

Теория Э.Эриксона
В юношеском возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей. В отрочестве и юности новые познавательные возможности ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта