где SELF
– самость; I
означает ярко выраженный автономный характер индивида, символизирует изначальное единство личности и одновременно вычленяет ее «бессознательную часть», которая является источником спонтанного и даже непредсказуемого поведения; ME
отображает совокупность оценок поведения человека со стороны других людей, групп и общества в целом.
По мысли американского социолога, субъективное «Я» представляет собой нечто, которое человека сохраняет в себе и для себя, оставаясь (даже в условиях его многосторонней зависимости от социальной реальности) автономной и суверенной единицей, своего рода «вещью в себе» для остальных людей и общества. "ME" Дж. Мида жестко контролирует поступки индивида как внутренний общественный цензор.
Данная формула, представляя собой самость социального человека, не раскрывает его сложность, многогранность, глубокую внутреннюю интеграцию, дифференциацию и специализацию. На мой взгляд, ядро символической личности или самость полнее представляет основанная на идеях метафизической антропологической семиотики формула:
САМОСТЬ = Я [высшие нравственные принципы и архетипы ––>
М (СВС + БС + Р) ––> СС ––> СФП и ПРР] + МЫ (2),
где Я
– символическая личность, М
– менталитет; СВС
– сверхсознание как система взаимодействия с бессознательным и рассудком; БС
– бессознательное; Р
– рассудок; СС
– структурированный субстрат (соматика человека + независимые субстанции), СФП и ПРР –
система формирования поведения, принятия и реализации решений;
МЫ
– семья, этнос, малая родина, большая родина, планета, космос.
Данная формула отображает систему программ, языков и кодов, на основе которых формируется самость социальной личности. Согласно метасемиотике, индивидуальность, если хочет стать поистине самостьюили, иными словами, развиться в уникальную, суверенную социальную личность, должна следовать своей заданности, отождествление которой с внешне-историческими условиями (А.Ф. Лосев) приведет к «чуду»: становлению и функционированию творческого социального существа.[13] В связи с этим особую значимость приобретает сверхсознание, которое, направляя развертывание заданности, мягко управляет деятельностью рассудка и бессознательного. Рассудок, представленный механизмами левого полушария и ниже лежащих слоев мозга, и бессознательное, представленное правым полушарием и ниже лежащими слоями мозга, обладая по причине глубокой специализации РЧ различными функциями, образуют соответственно оперативную и консервативную системы, которые прошли длительную эволюцию в филогенезе. Обе эти системы имеют в своем распоряжении избыточное количество априорно заданных программ для взаимодействия с окружающей средой в онтогенезе. Нелишне сказать, что они (системы) обладают своими цензорами, которые имеют только им присущие функции, отвечающие назначению этих систем. Подчеркну, что в задачу сверхсознания входит уменьшение значимости цензора оперативной системы и увеличение роли цензора бессознательного с целью достижения относительного равновесия между сознанием и бессознательным. Если консервативная система следит за поддержанием всего ценного, что есть в генотипе человека, то в задачу оперативной системы входит взаимодействие с окружающей средой, налаживание контактов с различными ее агентами, содействие адаптации социального существа к условиям внешнего мира. Рассмотрим теперь взаимодействие сверхсознания со структурированным субстратом (СС
Информация по теме:
Восприятие телесности в детском возрасте
Понятие "психосоматическое развитие" включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержанием этого ...
Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В ...
Психогигиена вокалиста
Что нужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят , в форме, чтобы он всегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности?
Для этого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым.
Верхние дыхательные пути ...