Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога-руководителя психологической службы.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог
· сохранение доверия между психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществ
Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
Информация по теме:
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы стано ...
Структура и уровни конфликта
Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс. Имеет объективный и субъективный уровни, противопоставление которых неправомерно. На объ ...
Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)
. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...