В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение знаний и умений в этом возрасте включено в игровую деятельность. Следовательно, эти знания имеют другую структуру. Поэтому не следует измерять готовность к школе по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. То, что ребенок сможет решить задачу, сидя дома, вовсе не значит, что он сможет решить ее в классе, когда отвлекающих факторов оказывается для него слишком много.
Каковы типичные жалобы родителей детей, идущих в школу? Часто звучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, нежеланием проявить терпение, недостаточной целеустремленностью. Чаще всего это завышенные с точки зрения возрастных возможностей требования к произвольному управлению психическими процессами. В то же время за такими жалобами может стоять и вполне обоснованная тревога.
Исходя из вышесказанного, выделим наиболее часто встречающиеся трудности, связанные с поступлением в школу:
1. отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2. трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах).
Психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры отечественные и других стран, занимаясь проблемой готовности детей к обучению в школе, хотели прийти к четкому определению понятия "школьная зрелость". Но до сих пор нет надежных и наиболее информативных критериев готовности ребенка к систематическому обучению в школе.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости, как достижение такой степени в развитии, когда "ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении" [1], или как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [2].Й. Шванцара выделяет умственные, социальные и эмоциональные компоненты. Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом классе необходимы определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, обучаемость, социальное поведение.
В работе российских психологов так же подчеркивается что готовность к школе - многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л.И. Божович, которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].
Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка сформированы "школьные" качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе - это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием. Поэтому проблема готовности к школе является "многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности" [4].
По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роль? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.
Информация по теме:
Инсайт
Опыт выражения до сих пор подавляемых чувств несет в себе нечто большее, чем просто высвобождение. В ходе этого переживания индивид обретает какое-то новое восприятие самого себя. Постепенно он достигает нового восприятия самого себя и че ...
Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным требова ...
Феномен самооценки
Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно подробно. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А ...