Становление учебной деятельности есть совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспекта учения; превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности; овладение учеником формами совместной учебной деятельности; оно связано также с наличием развивающего и воспитывающего эффекта учебной деятельности. Поэтому уровни зрелости учебной деятельности в целом и ее отдельных компонентов есть важные качественные характеристики эффективности труда учителя и школьника.
Концепция учебной деятельности использует в качестве основного метода формирующий эксперимент (один из вариантов естественного эксперимента), который в наибольшей степени адекватен объекту изучения в возрастной и педагогической психологии — развивающейся психике ребенка.
Этот метод является одним из частных воплощений того общего каузально-генетического (или генетико-моделирующего) метода изучения развития психики ребенка, основы которого заложены в трудах Л. С. Выготского, а затем всесторонне раскрыты в работах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и их сотрудников. Сущность этого метода выражается в изучении процессов перехода к новым формам психики, в изучении условий возникновения того или иного психического явления и в экспериментальном создании условий этого возникновения. Такое исследование протекает как проектирование и моделирование процесса развития.
В исследованиях, опирающихся на концепцию учебной деятельности, этот метод применяется в виде конструирования и переконструирования экспериментальных школьных программ и многолетнего обучения целых классов по этим программам. При этом экспериментальное обучение строится не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню детей, а как использование таких средств, которые активно формируют у них новый уровень способностей, необходимый для полноценного усвоения вводимого материала. Таким образом, генетико-моделирующий метод исследований одновременно выступает как метод экспериментального развивающего обучения.
Такая разновидность формирующего эксперимента имеет ряд преимуществ сравнительно с другими его видами.
Во-первых, экспериментирование не с отдельными учебными темами, а с целыми учебными предметами позволяет более дифференцированно определить роль различных факторов развивающего обучения — разных понятий и их последовательности в системе курса, отдельных сторон учебной деятельности, включаемых в учебную программу, и т. д. Здесь более тщательно рассматриваются условия генезиса исследуемых психологических новообразований.
Во-вторых, обучение в течение ряда лет одних и тех же контингентов детей позволяет отойти от изучения отдельных психологических особенностей школьника и обратиться к рассмотрению целостных характеристик психического развития ребенка, тенденций его развития, переходов от одного новообразования к другому, а также проследить динамику отношений школьника с окружающими. Это обогащает длительный формирующий эксперимент достоинствами лонгитюдного исследования, дает возможность более тщательно проследить отдельные стороны и этапы генезиса исследуемых психологических явлений.
Информация по теме:
Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений
Стресс, как острый, так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов, с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса - с другой. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъяв ...
Теории сновидений
Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зиг ...
Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...