В целом российские культурные традиции оценки и восприятия феминного и маскулинного в значительной степени схожи с западными - особенно это касается христианской системы норм и моральных ценностей. В русской философии существовал весьма своеобразный поход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола различия мужского и женского начал рассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип что характерно для западной философии. Во-вторых, в русской философии расставлены иные культурно-символические акценты: то, что на Западе ассоциируется с мужским/маскулинным началом (божественное, духовное, истинное) в России и русской культуре ассоциируется через категорию любви - с женским началом.
Теория Фрейда оказала глубочайшее влияние на развитие представлений о сексуальности мужчин и женщин. Причем это воздействие сказалось не только на психологии, но и на всем социальном и гуманитарном знании XX в.
Он считал, что сексуальность, как и все инстинкты, существует с момента рождения ребенка. Дети проходят через различные психосексуальные стадии развития, и темперамент любого взрослого есть продукт того, как он/она переживает эти стадии. Именно потому, что девочки и мальчики переживают свою сексуальность по-разному
Теория психосексуального развития ребенка изложена Фрейдом в таких квотах, как «Three Contributions to the Theory of Sexuality», «Infantile Sexuality», «The Transformation of Puberty». Фрейд утверждает, что детская сексуальность - полиморфная перверсивность, и инфант движется от этой перверсивной сексуальности к нормальной генитальной гетеросексуальности через несколько этапов. Во время оральной стадии ребенок получает удовольствие через рот. Во время анальной стадии (2-3 года) ребенок получает удовольствие через анус. За время генитальной (фаллической) стадии, в возрасте 3-4 лет, ребенок открывает удовольствие, получаемое от гениталий.
Если до генитальной стадии психосексуальное развитие мальчиков и девочек одинаково, то на этой стадии происходит разлом. Основой его выступает так называемый Эдипов комплекс. Мальчик, уже идентифицировавший себя с отцом, в силу своего инстинктивного либидо желает свою мать и чувствует враждебную конкуренцию родителя своего пола. Одновременно он обнаруживает, то мать не имеет пениса и воспринимает это как знак наказания. Тогда мальчик начинает испытывать так называемый комплекс боязни кастрации, и переносит свою любовь на отца. Отец выступает как норма, образец и носитель норм общества. Противоборство между иррациональным бессознательным, т.н. Оно, которое уходит из биологической сферы влечений, и установками общества - так называемым Сверх-Я разрешается через вмешателътво Я. Именно Эго, сублимируя природное сексуальное влечение в творчество, выступает интегрирующей частью личности человека-мужчины.
Психосексуальное развитие девочек происходит иначе. Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. «Анатомия - это судьба», - утверждал Фрейд вслед за Наполеоном. Именно различия в строении тела мужчины и женщины, утверждал Фрейд, формируют у нее две специфических (и основных для а развития женской психики) особенности - комплексы кастрации и зависти к мужским гениталиям (т.н. penis envy). Так же, как и мальчик, девочка желает родителя противоположного пола и идентифицирует себя с родителем своего пола. Однако обнаружив, что мать и она сама лишены пениса, девочка решает, что обе они кастрированы (т. е. наказаны). Девочка начинает ненавидеть мать любить отца и мужчин вообще. Идентификация себя с матерью, комплексы «с грации и penis envy определяют, по Фрейду, три возможные линии развития женской психики: одна ведет к подавлению сексуальных импульсов и, следовательно, к неврозам. Вторая - к модификации характера под мужские образцы, желания которой характерны мужеподобное стремление к творческой деятельности, ильные социальные интересы, активность. Третья - к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать, что составляет предмет зависти для женщин, посредством замужества и рождения сына.
Исследования социальных аспектов пола, разделения труда и дифференциации социальных ролей по признаку пола уже давно стали традиционной темой социологии.
Еще Эмиль Дюркгейм в своих исследованиях «О разделении общественного труда» и «Самоубийство», опубликованных в начале XX в., касался социальных проблем пола и половых ролей. Он первым обратил внимание на тот факт, что численность самоубийств и психических заболеваний различна среди женщин и мужчин того или иного брачного статуса: число самоубийств среди неженатых или разведенных мужчин выше, чем среди незамужних или разведенных женщин. [7]
Информация по теме:
Типы темперамента
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераме ...
Общая характеристика подросткового возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что явл ...
Соревновательные и предсоревновательные психические состояния
Обычно выделяют следующие характеристики динамики предсоревновательного и соревновательного психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ), стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).СБ означает, что спор ...