Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии

Психология » Гендерные особенности девиаций поведения у подростков » Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии

Страница 5

В 40-е годы в социологии США возникла дискуссия о ролях женщин, осуждаемых в контексте популярной тогда темы об упадке института семьи. В этой дискуссии участвовали в основном социологи семьи (Ф. Чепин, У. Огберн, К. Маурер, Е. Гроувс и другие) и социальные антропологи.

Еще более положительная оценка профессионального труда женщины, его благотворного влияния на брак и семью, на супружеские отношения содержится в замечательной работе А. Най и В. Хоффман «Работающая в Америке». Однако в те годы обе эти работы не оказали значимого влияния на развитие идей в социологии пола.

В 1975 г. американские этнографы Аронофф и Крэйно публикуют большую работу, озаглавленную «Пересмотр кросс-культурных принципов, разделение задач и дифференциации половых ролей в семье». Они проанализировали данные о распределении ролей между мужчинами и женщинами в племенах и обществах из различных регионов мира, содержащиеся в работах Джорд- Мчрлока, в которых обобщаются результаты его многолетней работы. Оказалось, что участие женщин во внесемейной экономической деятельности колебалось от 32 % (Средиземноморье) до 51 % (острова Тихого Океана). Таким образом, они сделали вывод, что гипотезы о резком разделении ролей между женщинами и мужчинами на чисто семейную для первых и инструментальную для вторых не подтвердились.

Рост феминистского движения и феминистской критики подчиненного положения женщины в обществе привели к большему вниманию к проблемам пола/сексуальности/биологии со стороны социальных теоретиков. В конце 70-х годов в США стали очень популярными работы в области социологии пола, которые писались как реакция на утверждения некоторых теоретиков феминизма о том, что все различия между половыми ролями женщин и мужчин должны быть устранены, что необходимо создание единой и универсальной роли для обоих полов. Естественно, сразу же вставал вопрос - а возможно ли это в принципе? Ведь во всех известных обществах мужские и женские роли так или иначе различаются, пол является той характеристикой, которая определяет экспектации относительно человека с самого его рождения (и даже задолго до этого).

Представители так называемого биологического направления в социологии Лайонел Тайгер и Робин Фокс утверждали, что человеческие существа не являются продуктом культуры. Поэтому они изучали приматов, которые якобы схожи с человеком, но не испытывают на себе влияния социокультурных факторов. Тайгер и Фокс считали, что доминирование мужских особей биологически детерминировано (заложено в специальных биологических программах - биограммах) и характерно для всех животных, в том числе и человека. Поэтому тот факт, что власть в любом обществе принадлежит мужчинам, обусловлен самой их природой.

Другой последователь данного направления - социобиолог Уилсон. «Развивая» теорию Дарвина, Уилсон утверждал, что предметом естественного отбора являются не только физические, но и поведенческие характеристики. Он постоянно проводил параллели и выискивал аналогии между животными и людьми, полностью исключая при этом воздействие культуры на человека.

Другой психолог - Колберг - полагал, что половые различия не биологически врожденны, но являются ребенку по мере знакомства с миром. Овладение такими ролями и различиями есть процесс овладения миром, его познания. При этом для Колберга несомненно, что мужская роль идентифицируется с властью и престижем, а женская - с приятной наружностью. Научение мальчиков быть мужчинами, а девочек - быть женщина - рассматривает как процесс обучения и усвоения моральных норм.

Попытки отойти от биодерминистского подхода и дать социологические объяснения дифференциации половых ролей предпринимались в 60-е - 70-е годы разными социологами. Так, У. Гуд считал причинами дифференциации совокупную систему ценностей, Р. Тернер - систему культуры, Г. Бэрри, М. Бэкон и И. Чайлд - модели социализации, а М. Джоунг и П. Уилмот - степень научно-технического развития общества. Но поскольку сама проблема дифференциации ролей была для этих социологов чем-то вторичным, она не стала предметом глубокого анализа. [25]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллекти ...

Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании
Наличие сиблинга, как такового, уже само по себе является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Отношениям братьев и сестер в большей или меньшей степени свойственна конкуренция. Сиблинги могут бороться друг с другом ...

Влияние пивного алкоголизма на организм человека
О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изд ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта