Дефицитное общение: комплексные трудности в общении

Психология » Психологические проблемы общения » Дефицитное общение: комплексные трудности в общении

Страница 1

Дефицит доверительных близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.

К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, т.е. своеобразное психологическое одиночество.

Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества:

а) космическая (соотнесенность человека с природой и миром; самоотчужденность);

б) культурная (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений);

в) социальная (отторжение значимой группой, результат - смятение и депрессия);

г) межличностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями).

Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества, он глубоко несчастен, его судьба - выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция.

Аутистичность - свойства личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Для понимания аутистичности как черты личности, обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация - термины, обозначающие болезненное развитие.

Поскольку главным стержнем аутизма является недостаточность общения, неконтактность, В.Е. Каган определяет это явление следующим образом: "аутизм как психопатологический синдром характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок опытов общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение".

Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.

Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:

1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.

2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда - быстрая пресыщаемость контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.

3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, - то есть обстоятельствами рождения ребенка.

Отчужденность - проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения.

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.

Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.

проблема общение психологическая деловое

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Применение результатов исследования на практике
В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер ...

Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда
Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, о ...

Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребёнка, выделяют несколько ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта