Подростку может помочь наше дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях. Нужно, чтобы он видел, что ему готовы помочь, что его самооценке ничто не угрожает в общении со старшим. Если с подросткового возраста не приобретается опыт благоприятного разрешения внутренних конфликтов, то переживать их в дальнейшем человеку будет тяжело. Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
Подводя итоги теоретическому блоку изучаемой проблемы, стоит отсановится кратно еще раз на моментах, на которых мы будем основываться в своем эмпирическом исследовании.
Итак, переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. В этот период происходит формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных убеждений, формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных конфликтах.
При этом в нашей работе мы будем понимать под внутиличныстным конфликтом острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта:
1. Мотивационный конфликт.
2. Нравственный конфликт.
3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов).
4. Ролевой конфликт.
5. Адаптационный конфликт.
6. Конфликт неадекватной самооценки.
Специфика внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте проявляется впадением из крайности в крайность. При этом им сложно описать, понять, что с ними происходит. Помочь разобраться в этом могут взрослые.
Итак, мы изучили теоретический аспект проблемы внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте. Воспользовавшись типологией видов этого явления, перейдем к эмпирическому его изучению.
Информация по теме:
Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: ...
Типы темперамента
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераме ...
Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...