Ребёнок, переживающий очередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это свойственно подростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения. Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников [10].
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Внутренний конфликт всегда, так или иначе, связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках. Окружающие замечают эмоциональное неблагополучие, которое обычно сопутствует внутреннему конфликту, пока он не разрешился. Лишение ребенка того участия старшего, которое ему необходимо для нормального психического развития, - это тоже конфликт, первоначальный. Он порождает хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребенка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает при взрослении уровень самозащиты. Создается порочная цепь конфликтной готовности.
Подростки особенно часто переживают состояние внутреннего конфликта. При этом им сложно описать, понять, что с ними происходит. Какие же тенденции и отношения столкнулись между собой? Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с ним происходит. Обычно подростки и даже - увы - многие взрослые с большим трудом и не полностью могут объяснить, что с ними происходит. Происходит накопление эмоционального неблагополучия и создается основа конфликтной готовности. От него требуют невозможное, т. е. то, чего ему никто не дал и не помог обрести. Он почти всегда (не по своей воле) находится в ситуациях, исключающих формирование корректных, благоприятных способов общения [25].
Это всегда можно заметить по изменениям в их поведении. Сам факт его самозащиты вызывают дискомфорт и раздражение у старших. Виновным, разумеется, считают младшего - "трудный". Не понимая, что происходит с подростком, старшие нередко выражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничных едких замечаниях. От него требуют, чтобы он стал удобным, чтобы "хорошо вел себя". Требуют терпения, выдержки, любви, уважения. При этом из года в год льют упреки, обвинения, оскорбления, раздражение нетерпение, гнев. Все проявления детского нервно-психического неблагополучия вызывают у старших стремление к "усиленному воздействию".
Такой конфликт для подростка является сверхсильным, непереносимым раздражителем, и он защищается, как может. "Хочу" (или "надо") и "не могу" - классический вариант внутриличностного конфликта. Неразрешенный, затяжной внутриличностный конфликт создает значительное внутреннее напряжение, подавляет (хотя и не исключает) способность к самостоятельному рациональному решению.
Подростки могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего до «крайне неблагоприятного», «отверженного». Основными переживаниями подростков, связанными с общением со сверстниками, являются тревога, зависимость, подражание и конфликт. Достаточно выраженным является внутриличностный конфликт, выражающийся в переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Все это, на наш взгляд, дает основания считать, что нестолько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет конфликтное поведение такого общения. Таким образом, переживания таких подростков, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости [18].
Информация по теме:
Межличностные стили решения конфликтов
Уклонение: этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция – не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придёт ...
Основные этические принципы деятельности психолога
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении рабо ...
Особенности Я-концепции в ранней юности
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как ...