Подходя к вопросу о роли возрастных факторов в развитии способностей, следует иметь в виду, что особенности определенного возраста отнюдь не представляют собой ничего неизменного, лишь повторяющегося испокон веков, сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий (Д.Б. Эльконин).
Вопросы теории возраста еще не получили достаточного освещения и во многом являются дискуссионными (важный вклад в их разработку вносят труды Б.Г. Ананьева).
Способностей существует довольно много. Известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций способности разделяют на природные (естественные), т.е. биологически обусловленные, и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Так многие из природных способностей можно отнести и к животным, особенно высшим. К таким способностям относят: восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.
У человека же, кроме биологически-обусловленных, существуют способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это так называемые общие и специальные высшие интеллектуальные способности, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и практические, творческие и учебные, предметные и межличностные, и др. К общим способностям относят те, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные же способности определяют успехи человека в таких специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки более высокого рода: музыкальные, лингвистические, математические, технические, художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Способности взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга влияние, тем самым совместно определяя успешную деятельность человека.
Информация по теме:
Характеристика динамических процессов в малой группе
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодей ...
Развитие креативности у старших школьников в
воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и ...
Характер личности и его типология
Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чт ...