Исследования способностей

Способности и возраст » Исследования способностей

Страница 1

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Одни считают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, так или иначе они всегда проявятся. Другие же утверждают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения.

Вопросы об относительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания и психического развития, о движущих силах психического развития неоднократно освещались - с позиций диалектического материализма - в трудах советских психологов (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Изучение способностей - важный раздел дифференциальной психологии. Несомненно, что существуют значительные индивидуальные различия между людьми, как по уровню, так и по своеобразию общих способностей.

Вместе с тем общие способности (интеллект, общая одаренность) свойственны каждому психически полноценному человеку. Дифференциальный аспект проблемы способностей и аспект общепсихологический взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При подходе к различиям по способностям важно учитывать возможности человеческие вообще (А.Н. Леонтьев) Применительно к детским способностям таким необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном», «почвой» являются возрастные особенности, характеризующие общие для всех детей этапы развития.

В трудах Б.М. Теплова было выдвинуто две идеи. Первая о том, что способности существуют только в движении, в развитии. Если способности вообще не могут быть величиной неизменной, раз и навсегда данной, то тем более нет оснований предполагать постоянство способностей у детей в разные возрастные периоды. Другая идея - необходимость прежде всего качественного подхода к проблемам способностей и одаренности. Понимание того, что индивидуальные варианты способностей различаются не столько по величине, сколько по своеобразию и могут быть равноценными, противостоит односторонне количественному подходу как к индивидуальным, так и к возрастным различиям между детьми, позволяет увидеть в каждом периоде детства прежде всего качественно особую ступень с ее неповторимыми достоинствами и возможностями.

Необходимость изучения целостной структуры возможностей человека в их возрастном развитии многосторонне обоснована Б.Г. Ананьевым.

Сторонник изучения наиболее общих способностей, Р. Кеттел, разработал концепцию, являющуюся как бы промежуточной между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о множественности умственных способностей. Он раздели интеллект на два вида: «текучий» (fluid) и «кристаллизованный» (cristallized) интеллекты. По Р. Кеттелу, текучий интеллект выступает в задачах, которые требуют приспособления к новым ситуациям, он зависит от наследственности и достигает максимального уровня к 14-15 годам; кристаллизованный интеллект выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта, он зависит по преимуществу от влияний среды и может увеличиваться до 25-30 лет.

На гораздо более высоком теоретическом уровне рассматривается проблема общих способностей в советской психологии. В формулировании марксистских, диалектико-материалистических принципов подхода к этой проблеме важную роль сыграли труды С.Л. Рубинштейна (в них раскрыта принципиальная сторона таких вопросов, как значение деятельности для формирования общих способностей, взаимосвязь общего и специального в. способностях; соотношение внешних и внутренних условий развития одаренности и других).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов
«Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработки общих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, а также соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде в ...

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3]. При нарушении умственного развити ...

Определение основных понятий, входящих в проблему
В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве; необихевиоризм сч ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта