Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена.
Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при этом этических проблем. С данным обстоятельством связаны трудности другого рода — недостаточная разработанность понятийного и методического аппарата для анализа такого круга явлений. Между тем, эмоциональные факторы лежат в основе формирования семьи и на них во многом базируется оценка сложившихся отношений в семье, каковы бы ни были мотивы брака.
Самостоятельных исследований эмоциональных отношений пока мало (да и сам термин «эмоциональные отношения» не является общеупотребительным); эмоциональный компонент межличностных отношений в семье описывается, как правило, лишь в одной сфере — супружеских либо детско-родительских отношений [28]; описания эмоциональной атмосферы семьи в целом и взаимоотношений между ее членами в клинической психологии зачастую не имеют экспериментальной интерпретация.
Возрастание роли субъективного фактора в функционировании современного семейно-брачного института обусловливает усиление интереса к изучению социально-психологического аспекта семейно-брачных отношений как внутри самой социальной психологии, так и в смежных отраслях науки.
В западной социальной психологии выделяются крайние позиции в рассмотрении аффективных связей в семье. В психодинамической ориентации социальной психологии эмоциям и влечениям как иррациональным составляющим психики придается чрезмерное значение, в интеракционизме эмоциональные аспекты взаимодействия людей учитываются лишь формально. В изучении эмоциональных отношений (атракция, эмпатия) большинство западных исследований игнорируют социальный контекст и деятельностные условия проявления этих феноменов, что не позволяет в полной мере использовать полученные ими результаты.
Дальнейшее изучение эмоционального компонента межличностных отношений в семье зависит и от развития фундаментальных исследований в области социальной психологии, и от разработки адекватных методов.
В качестве критериев благополучия отдельно и в комплексе обычно рассматриваются наличие устойчивых супружеских чувств (любовь, симпатия и уважение друг к другу); наличие между супругами взаимопонимания, эмоционального и духовного единства; субъективное ощущение счастья; супружеская совместимость характеров, вкусов, интересов, ценностных ориентации; ролевая согласованность супругов в реализации брачно-семейных функций; физическое и психическое здоровье обоих супругов; удовлетворенность сексуальными отношениями; отсутствие в семье конфликтов и ссор; наличие в семье физически здоровых и психически полноценных детей; устойчивость брака во времени, сохранение отношений даже в трудных условиях; определенный уровень материального благополучия. [1].
Для характеристики взаимоотношений в семье социологи используют термины «супружеская напряженность», «супружеские напряжения», «напряжённость в отношениях между мужем и женой», «семейная напряженность» [4]; «напряжение эмоциональных связей», «эмоциональная напряженность», «эмоциональная нестабильность», «эмоциональный конфликт», «эмоциональные связи»; «психические напряжения», «супружеские конфликты и напряжения» и т. п. Эти термины употребляются при описании преимущественно супружеских конфликтов в аспекте изучения факторов стабильности брак.
В психологии под психической напряженностью понимают психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий и сопровождающееся ощущением общего дискомфорта, тревоги или страха. Выделяется эмоциональная психическая напряженность, характеризующаяся выраженной отрицательной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности и приводящая к ее дезорганизации [14]. Психическая напряженность связана с переживанием прежде всего отрицательных эмоций.
Информация по теме:
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к. он характеризуется переход ...
Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...
Характеристика метода наблюдения в психологии
Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жи ...