Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста

Психология » Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

У застенчивости есть и положительные стороны. Застенчивые люди не задевают других, сдержаны, скромные, уравновешенные. Человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах.

Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно.

Исходя из этого, застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

§ Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциального приятного отдыха;

§ Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

§ Застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить личные достоинства;

§ Она усугубляет чрезмерно сосредоточенность на себя и на своем поведении;

§ Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

§ Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии.

Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев – из-за неизвестности и неопределенности.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии людей с другими людьми и закрепляется.

Таким образом, исследователи застенчивости, в процессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательных последствий застенчивости. Анализ теоретических источников показал, что, рассматривая понятие «застенчивость» психологи различных направлений убеждены, что застенчивость представляет собой индивидуальную особенность личности. Поскольку застенчивость является очень распространенным явлением жизни и, по мнению многих авторов, возникает в детстве, необходимо рассмотреть ее проявления у дошкольников.

Е. И. Гаспарова, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Ю. М. Орлов, В. И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости:

1. Биологическая (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличие физического дефекта – задержка физического развития, отклонение его от нормы: хроническая болезнь);

2. Социально-обусловленная – неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи.

Кроме того, в литературе указывается сопутствующие застенчивости явления:

§ Неумение детей быстро включаться в коллективную деятельность;

§ Стать полноправным членом группы;

§ Боязнь начать какие-то новые дела;

§ Страх перед темнотой, болезнью.

В психологии выделены так же причины, способствующие возникновению застенчивости. Их рассматривали Ф. Зимбардо, Е. И. Гаспарова.

Так Ф. Зимбардо выделяет несколько причин, из-за чего может возникнуть застенчивость:

§ Негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как другие «погорели»;

§ Отсутствия правильных навыков общения;

§ Предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревоги по поводу своих действий;

§ Привычки к самоуничтожению из-за своей неадекватности («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не смогу!»).

По утверждению Е. И. Гаспаровой причинами застенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком.

Беззащитность застенчивых детей – прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствие необходимых навыков общения, их чувство неуверенности в себе в своих действиях, сформировавшиеся чаще всего под влиянием гиперопеки, связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждением, поощрениями, порицаниям и похвалам, а так же насмешкам).

Недостаточный опыт общения не позволяет детям разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Феномены телесности у взрослого человека
Наиболее сложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослого человека. В ходе развития они оказываются "встроенными" в общую архитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуя при ...

Обзор клинических случаев
Проблемы, с которыми пациенты обращаются к психотерапевту, а также обстоятельства, заставляющие их делать это, многочисленны и разнообразны. Одни пациенты относятся к психотерапии с опаской, другие рассудительны и понимают необходимость п ...

Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта