Ольга Токарчук, изучая старинный сонник Артемидора и Дальдиса, пришла к выводу, что "нет прогресса в трактование снов". Писательница советует исследователям работу над общей Историей снов человека: "Людские сны - это альтернативная история цивилизации человека, левая сторона истории, складывающейся из упорядоченных во времени фактов пространства (особенно войн), вневременная, внепространственная [ .] в современном автопортрете человека не хватает каких-нибудь неизменно важных черт. Может, плывущая река сновидений разъяснит всё то, чего мы не можем понять" [29].
Одним из главных мотивов в творчестве Токарчук является дуализм жизни человека, точнее говоря, борьба в нём двух противоположностей. По мнению писательницы, только сон свободен от этой раздвоенности. Жизнь героев зачастую делится на две половины - сон и бодорстврвание. Последняя, более конкретная, существует во времени и пространстве, другая — незаконченная, мифическая, существует в вечном "здесь" и "сейчас". Таким образом, писательница отрицает возможность ухода от онейричной действительности. В этом ей помогает само построение текста, отсылающее к этой действительности, символичной, гротесковой, сказочной.
Итак, определим функции сна в трёх романах Ольги Токарчук: "Путь людей книги" (1993), "Правек и другие времена" (1996) и "Последние истории" (2004). Первое, что надо отметить: жизнь её героинь непосредственно связана со сном (Вероника из романа "Путь людей книги", Колоска и Рута из романа "Правек и другие времена"). Именно во сне они входят в диалог с миром. В мире Ольги Токарчук живут герои, для которых сон является стилем жизни, формой творчества, а также тайной, которую можно открыть.
Онейричные мотивы доминируют в романе О.Токарчук "Путь людей книги". Сам роман, по мнению исследователей, является трактатом о возможностях человеческого познания, укрытым под эпической маской. Одновременно в книге заложено послание: ни одна дорога познания не является правильной, так же как ни одна дорога не является ошибочной: "Маркиз видел путь к постижению смысла в Магии и Посвящении. Он был близок к искомому. Вероника считала, что смысл познаётся через Любовь и Сны. Она была близка к искомому. Гош верил в Слово, которое ему ни разу не удалось произнести, и тоже был близок к искомому. Де Биль же полагал, что смысл заключён в самой сути вещи, что вещь означает ровно то, чем является. Философия не слишком сложная, но и он был к искомому близок" [3, с. 58].
Если говорить о системе персонажей романа "Путь людей книги", то наибольшее значение сон имеет для Вероники. Она от снов не только зависит, но и считает Сон абсолютом, как и Любовь. С другой стороны, сны для неё были чем-то обыденным, несмотря на их необыкновенную красочность и значительность. В её случае сны выполняют функцию идентификации личности, предвидения и игры. При этом сны Вероники — это ещё необыкновенный дар, свидетельствующий о необычайности и избранности героини. Сон рассматривается на философско-мифологическом уровне и связан с представлениями героев о структуре и смысле бытия: "Для Вероники сны были тем же, чем для Гоша каштановые человечки, а для Маркиза зеркала, - они позволяли ей выйти за пределы своего "я". К снам она относилась как к чему-то обыденному, к автономному элементу ночной жизни, который лишь дополняет и уточняет то, что происходит днём. Если сны были хорошие, радостные и приятные, они уподоблялись чудесной игре, если же исполнялись значительности и смысла, Вероника воспринимала их так, будто это были письма с предостережениями свыше, - становилась серьёзнее и сосредоточеннее. Когда ей снилась покойная мать, она знала: впереди какие-то хлопоты. Повторяющийся из месяца в месяц сон о разбивающихся сосудах напоминал, что близится период недомогания. Кошки снились, когда особенно докучало одиночество. Был у неё такой личный, интимный сонник" [3, с.31-32].
Сама Вероника обладала редким даром, о котором не подозревала — она приближалась к постижению мира через сны: "Вероника не сомневалась, что и другим сны снятся ночь напролёт — тоже увлекательные, цветные и чреватые последствиями. Она понятия не имела, что наделена даром столь же редким, как дар поэта или художника. То есть принадлежит к горстке избранных, которые обращаются с миром по-своему и с каждой ночью чуть-чуть приближаются к постижению его сложной сути" [3,с.32].
Та же неразличимость яви и сна характеризует жизнь Руты, дочери Колоски, местной ведьмы. Само начало её жизни было неразрывно связано со сном: Рута была зачата во сне. Потому вся её жизнь напоминала сон, иногда волшебный и приятный, иногда — кошмар: "Летом двадцать седьмого года перед халупой Колоски вырос дягиль.[…]
Информация по теме:
Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами
Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнит ...
Адаптация детей в ДДУ
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
1. В яслях - 7-10 дней
2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели
3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуа ...
Понятие грубой моторики
В понятие "грубая моторика" входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и и ...