Мотивы сна в романах Ольги Токарчук

Психология » Мотивы сна в романах Ольги Токарчук

Мотив сна в литературе является одним из самых распространённых. Интерес к сфере сна существовал издавна, сущестует он и в наше время. Сон открывает нам глубины внутреннего "Я", сны — это другая реальность. Поэтому в литературе испокон веков мотив сна сопутствовал мистическим элементам повествования, передавал самые сокровенные чувства героев, ярче раскрывал их личность. Сон находил себе место не только в прозе, но и в лирике, являя фантастические образы и символы.

Рассмотрим некоторые работы, интерпретирующие феномен сна в культуре. Вадим Руднев в "Словаре культуры ХХ века" пишет, что сны человек начал видеть в тот момент, когда стал отличать иллюзию от реальности, сон от яви. Тогда же люди стали придавать снам значение и пытаться истолковать их. Искусство истолкования сновидений было развито в древнем Вавилоне, в Римской империи сновидения влияли на политику. Первым в Европе нового времени на сновидение обратил внимание Рене Декарт, который записывал и тщательно анализировал свои сны. После известной книги Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений" (1900г.), по мнению В. Руднева, сон стали ассоциировать с фильмом. З. Фрейд обращал внимание на сон в связи с психоанализом: именно во сне человек раскрывает свои бессознательные импульсы. Ученик Фрейда Карл Густав Юнг в своих мемуарах "Воспоминания. Размышления. Сновидения" (1961) рассматривает сон как послание человеку из коллективного бессознательного, к которому необходимо прислушиваться как к опыту прошлых поколений. Именно сновидения при правильном истолковании могут вести человека по его жизненному пути. Неофрейдист Эрих Фромм объединяет опыт Фрейда и Юнга в своей книге "Забытый язык" (1951) с поправкой на гуманизм: он даёт трактовку снов для обычного, не подкованного психоаналитически человека.

В.Руднев задаётся вопросом семиотической трактовки феномена сна. В связи с этим он говорит о проблеме онтологического статуса реальности, которая аказализировалась в ХХ веке. Исследователь полагает, что вся культура ХХ века - это страшный сон (даосско-буддийская традиция). Проблема разграничения сна и реальности обострилась именно в сознании людей ХХ века. Р. Декарт считал, что нельзя определить, "сплю я в данный момент или бодрствую". "Онтологический статус сновидения стал предметом ожесточенной полемики между философами-аналитиками Б. Расселом, Дж. Э. Муром и А. Айером. Все считали парадокс Р. Декарта неразрешимым" [Цит. по: 14, c. 281] . Н.Малкольм утверждал в своей книге "Состояние сна" (1958), что "сновидения как чего-то феноменологически данного вообще не существует" [Цит. по: 14, c. 281]. Сны существуют как таковые только потому, что о них рассказывают люди. В заключении автор приходит к выводу: сон не является языком, так как он не имеет "плана выражения".Эту тему продолжает Ю. М. Лотман в книге "Культура и взрыв". Автор в разделе "Сон – семиотическое окно" обращает внимание на сон как культурное явление: "архаический человек обладал гораздо большей культурой сна, то есть, вероятно, видел сны и запоминал их гораздо более связанными" [7, c.123]. Особую роль, считает Ю.Лотман, имеет интерпретация, пересказ и организация сна в систему (П. Флоренский). Ю.Лотман в своей работе не останавливается подробно на фрейдовской концепции, а лишь только "на параллели этой методики с древнейшими, восходящими к эпохе предкультуры, истолкованиями сновидений" [7, c.124]. Автор рассматривает соотношение слова во сне и его значения, он приходит к выводу, что "сон — это семиотическое зеркало, и каждый видит в нем отражение своего языка" [7, c.124]. Другими словами, сон – это определённый набор значений, который систематизирован в культурном процессе и имеет своё индивидуальное значение у каждого человека. Если говорить о языке снов, то в конце ХХ века он уступил место более понятному и универсальному языку, обслуживающему техническую сферу. Произошло смещение функций: сон перешёл в сакральное пространство (послание от "таинственного иного"). Связь поэтического вдохновения и мистического сновидения также имеет место быть во многих культурах.

Ю. Лотман называет сон "отцом семиотических процессов", так как "вера в таинственный смысл снов основана на вере в смысл сообщения как такового" [7, c.125]. В связи с этим автор говорит о полилингвиальности сна, а именно о "нереальной реальности", в которую и погружает нас сон (звуки, ощущения идентичны реальным).

Автор также отмечает своеобразность трактовки снов в разных культурах: "семиотический клубок" можно распутать по-разному в зависимости от "переводчика", истолкователя. Один и тот же сон имеет совершенно разное значение в европейской и восточной культурах. Природа сна также различалась: "древние римляне видели в снах предсказания богов, а современные фрейдисты — голос подавленной сексуальности" [7, c.126]. Стоит отметить, что сон индивидуален, следовательно, он является "языком для одного человека".

Таким образом, сон является "хрупким и многозначным средством хранения сведений", он же выполняет существенную культурную функцию: является "резервом семиотической неопределенности, пространством, которое еще надлежит заполнить смыслами" [7, c.126].

В литературе, как уже говорилось, часто встречается мотив сна, как в прозе, так и в поэзии. Сон раскрывает сущность героя, его переживания на бессознательном уровне, его скрытые комплексы и желания.

Мотив сна в литературе интерпретирует А. Ремизов в книге "Огонь вещей. Сны и предсонье" (2000). Он оригинально истолковывает литературное наследие писателей-"сновидцев" - Н.Гоголя, А.Пушкина, Н. Лермонтова, И.Тургенева и Ф.Достоевского. Для А. Ремизова сновидение - одновременно и вместилище памяти, которое охватывает и историю, и прапамять, и воображение: "В снах не только сегодняшнее — обрывки дневных впечатлений, недосказанное и недодуманное; в снах и вчерашнее — засевшие неизгладимо события жизни и самое важное: кровь, уводящая в пражизнь; но в снах и завтрашнее — что в непрерывном безначальном потоке жизни отмечается как будущее, и что открыто через чутье зверям, а человеку предчувствием; в снах дается и познание, и сознание, провидение..." ("Морозная тьма" [22, c. 23]). Сновидения — связующее звено между здешней, "привычной", действительностью и мирами, "откуда появляется живая душа и куда уходит оттрудив свой срок" ("Гоголь и Толстой"). Мировосприятие А. Ремизова родственно общим принципам античного ("наивного") самосознания: "Античные понятия реального и иллюзорного, - пишет О.Фрейденберг, - были прямо противоположны нашим как в гносеологическом отношении, так и по содержанию этих понятий: античность принимала за подлинность то, что мы считаем несуществующим, а то, что для нас реально, она относила к миру протяженной "видимости". Действительным она считала небытие, а бытие — "копией", иллюзией действительного (небытия). Говоря нашими понятиями, античный художественный образ представлял собой иллюзию действительности, а с античной точки зрения — иллюзию иллюзии: реальный мир, мир микрокосма, считался только "подобием", "подражанием", чувственным "образом" подлинного макрокосма, потустороннего мира, который постигался умозрением" [19, c. 238.]. В соответствии с античной традицией, жизнь воспринимается как сон: "наша земная жизнь не есть последняя, окончательная, истинно действительная жизнь и <...> от нее возможно, хотя бы в некоторой степени, такое же пробуждение, как то, которое мы переживаем, переходя от сна к бдению" [22, c. 346. ]. Автор считает, что сновидение - это истинная жизнь, прерываемая жизнью. Сон начинается "нигде" и уходит в "никуда", это связь с прошлыми веками, ниточка к вечности.

А. Ремизов интерпретировал художественные тексты как сны, добавляя к ним оригинальные ассоциации, примеряя на себя роль сновидца. Творческая фантазия автора "Огня вещей" позволила ему своеобразно интерпретировать литературные произведения прошлых лет и одновременно высказывать свои собственные мысли. Отдельные литературные сновидения, присутствующие в классических текстах А.Пушкина и И.Тургенева, автор "Огня вещей" систематизировал и классифицировал.

Ольга Токарчук - это одна из самых популярных польских писательниц. В литературу она вошла благодаря своим стихотворениям, но подлинным её дебютом считается роман "Путь людей книги" (1993). В 1995 году она пишет следующий свой роман "Э.Э.", следом за ним - необыкновенную книгу "Правек и другие времена" (1996). "Дом дневной, дом ночной" выходит в 1998 году, в 2004 она пишет "Последние истории", в 2008 - роман "Бегуны". Ольга Токарчук известна и как замечательный рассказчик: в 1998 году выходит сборник её рассказов "Шкаф", в 2001году - "Игра на разных барабанах".

Творчество Токарчук относят к "молодой прозе 1990-х годов", её творчество изучают многие польские исследователи. Агнешка Вольны- Хамкало в статье "''Последние истории'' Ольги Токарчук" [1, с. 5-6] пишет о характерной мифологической ауре всего её творчества. Несмотря на употребление уже известных литературных приёмов, Ольге Токарчук удаётся каждой своей книгой удивлять читателя и критика. Автор подчёркивает, что книга "Последние истории" - это роман не просто о женской судьбе, это роман о смерти.

Михал Витковский пишет в статье "Играет Ольга Токарчук": автор играет на наших чувствах, представлениях, стереотипах, играют и герои [27, с. 55-67]. Её сборник "Игра на разных барабанах" интересен и разнороден по своему составу. Рассказы различаются по своей поэтике и тематике, однако есть нечто прочное, связывающее все рассказы сборника. Автор статьи говорит об ощущении "прозрачности", а именно о "невозможности самоидентификации" в художественном мире Токарчук.

Другой польский критик и философ Пётр Марчишук в своей статье "Правек Ольги Токарчук, или созданье литературного мира" пишет о том, что автору удаётся создать мифологические миры в своих произведениях, эти миры находят друг на друга и проникают друг в друга [26, с.55-68].

Цель данного исследования заключается в рассмотрении мотива сна в романах Ольги Токарчук. Исходя из цели, мы определили следующие задачи:

1. Описать семантику сна в культуре;

2. Осмыслить традицию использование мотива сна в литературе;

3. Выявить специфику сна в романах Ольги Токарчук.

Объектом исследования является творчество Ольги Токарчук. Предметом исследования стала онейросфера (сновидения) с точки зрения ее функционирования в поэтике писателя.

Материалом для исследования являются романы "Путь людей книги" (1993), "Правек и другие времена" (1996) и "Последние истории" (2004).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предлагается анализ функций сна в романах Ольги Токарчук.

Структура работы определяется целью и задачами, поставленными в ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 32 наименования.

Информация по теме:

Понятие о принципе системности в науке
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1]. За видимой простот ...

Возникновение и развитие спортивной психологии
В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа. Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложи ...

Эффект обратной связи
Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики, а не как к одноактному процессу, то важным звеном всей этой системы оказывается механизм так называемой обратной связи. Обратной связью выступает всякая информация, прямая и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта