Феномен сна: культурологический аспект

Психология » Мотивы сна в романах Ольги Токарчук » Феномен сна: культурологический аспект

Страница 2

Необходимо сказать, что именно на основе его исследования мы узнали столько нового о снах. Его работы и "Сонник" до сих пор популярны в научном мире. Несмотря на то, что некоторые учёные отвергают теорию З. Фрейда, она вполне соответствует реальности: в снах действительно отражаются наши страхи и желания. Наибольшего прогресса в отношении к снам западная наука достигла с возникновением в конце XIX века фрейдовской психоаналитической теории. Важнейшей составной частью этой теории была интерпретация снов.

Осознание человеком собственного Я, дифференцируемого по половому признаку, оказало наиболее значительное влияние на эту всеобъемлющую теорию. Теперь толкование сна относится не просто к определению Я, но к определению Я в конкретной физической оболочке с конкретным потенциалом. По наблюдениям Джейн Гудисон, изложенным в ее работе "Сны женщин", движение мысли ее пациенток в ходе толкования снов исходит из архетипов женской психологии и развивается в рамках женского начала.

Главное, что нужно уметь разглядеть и в снах, и в личности, - это соотношение внутреннего ядра индивидуума, сути Я, и окружения, отношений с внешним миром.

Современные психоаналитические штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологических феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаических структур внутреннего поведения, получающих во снах символическую и метафорическую образные репрезентации.

Свой вклад внесла и эмпирическая танатология (танатос — желание смерти), не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинических самонаблюдений над состояниями "пост-смерти" в терминах некоей философии сна, но предоставившая впечатляющий архив "Сон наяву". На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в специальных уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогической практике, типологически родственной аскетическому опыту самопогружения в христианской исихастской культуре священно-безмолвия). В близких сну состояниях Я обретает "единомножественность" личности (в терминах Л.Карсавина и А.Мейера), в психологическом пространстве культурой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во снах обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогической фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во снах возможности таких пространственно-временных топологических проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогической интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. Сон в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеческих внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. Сон есть черновик возможных миров и своего рода гностическая контрабанда.

На архетипе сна и сейчас сходятся интересы психологии творчества, философской антропологии, теории культуры и истории эстетики. Как зеркало внутреннего проективного опыта Сна не раз становился объектом философско-поэтической (Вяч. Иванов) и психоаналитической (Н.Е. Осипов) рефлексии и литературной мифологии.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Особенности эмоционального развития подростков
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и т. п. Но что же подразумевается под эмоциями? Этой проблемой занимается Г. М. Бре ...

Выявление резервов роста производительности труда
Достижения техники и технологии, совершенствование системы экономического планирования и управления производством открывают мощные резервы роста производительности труда, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии разв ...

Воображение как психический процесс
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различные комбинации. «Представьте себе, «в ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта