По всей видимости, при оценке главных эффектов порядка рождения или пола, следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов.
Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В некоторых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.
Самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в организации семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 4 года [7]. Первенец первым «прощупывает», находит «слабые места» родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения для ощущения своей значимости и завоевание родительской любви и внимания: освоение новых навыков, получение новых знаний. Он выявляет зависимость родительского внимания от количества помощи оказанной им и принимает роль «маленького помощника».
Младший находится в более сложной ситуации: выбора средств достижения любви и внимания. При этом модель старшего сибса, это риск остаться «в тени». Г. Хоментаускас приводит несколько стратегий взаимоотношений сиблингов:
Первая стратегия: старший сиблинг изначально воспринимается, как препятствие между родителями и младшим ребенком, что ведет к конкурентным отношениям и проявляется в ябедничестве младшего, чрезмерном хвастовстве и стремлением унизить старшего. Старший в свою очередь наказывает его, унижая и дискредитируя в глазах родителей.
Вторая стратегия: энергия младшего ребенка направлена не на конкуренцию с сибсом, а на ломку родительских ограничений. И хотя стремление подчас выражает отверженность и эмоциональный холод, воспринимается родителями чаще как результат разбалованности и недостатка строгости в воспитании. Итогом данного протеста являются правонарушения, совершаемые в младшем школьном и подростковом возрасте.
Третья стратегия: ребенок отказывается от борьбы за себя, теряет надежду достичь собственной значимости и любви окружающих. При попытке взрослых помочь, специально показывает свою неловкость и глупость.
Таким образом, отмечаем, что отношение родителей к детям играет определяющую роль в выборе и способах поведения старших и младших сиблингов.
Результаты анкетирования родителей (мам), в исследованиях Карпуниной Е.И. и Карепановой И.А., при выявлении ревности у сиблингов, показали радость первенцев о перспективе стать старшим братом или сестрой, независимо от возраста. С появлением второго ребенка поведение первенца изменялось и зависело от возрастных особенностей ребенка: если старшему ребенку от двух до трех лет, то проявлялся интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, то он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, он открыто говорил о своей ревности к младшему ребенку и стал проявлять самостоятельность.
По мнению Г. Хоментаускаса, одним из механизмов родительской поддержки является повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в качестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно достигает своего предела, если при этом родители сравнивают обоих детей. В первую очередь, по мнению Л. Шнейдера, «…конкуренция может возникать на фоне каких-либо внешних параметров. Дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности» [26]. Автор отмечает, что ощущение своей привлекательности является наиболее важным фактором в формировании самооценки детей. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за тем, что они говорят по этому поводу, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.
Информация по теме:
Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...
Основные принципы психодинамической психотерапии
Психоаналитическая психотерапия использует специфические технические средства и особое понимание психического функционирования для выбора и проведения соответствующего вмешательства со стороны терапевта.
Прошлое индивида существует в его ...
Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут б ...