Наиболее древние послания из Шумер, Вавилона, Ассирии и Египта наделяют сновидения пророческими функциями, присущими феномен божественного происхождения
И только в античной Греции появляются первые попытки научного объяснения сущности сновидений:
Антифон принципиально отклоняет возможность божественного происхождения сновидений.
ü Гераклит указывает на значение памяти для формирования образов сновидений.
ü Демокрит отмечает зависимость сновидений от того, что было воспринято человеком перед сном и от репродукции увиденных образов.
ü Аристотель писал о том, что сон, принадлежит по своей природе к пограничным состояниям между жизнью и не жизнью, и среди всего прочего занимался проблемой припоминания снов.
Средние века чуть ли не полностью ограничиваются одним только символическим истолкованием сновидений по принципу аналогий. Со времен Аристотеля: сон рассматривался как некое маргинальное состояние, а наличие сновидений – лишь как признак недостаточно глубокого сна.
Во времена рационалистической культуры Ренессанса и Просвещения мы встречаем лишь мимолётные упоминания о сновидениях в философских размышлениях Беркли и Канта.
В XIX столетии на тему сновидений появились как описательные, так и теоретико-философские трактаты Готтхильфа Генриха Шуберта (1840), Радестока (1878) и Сплитта (1892) и наряду с этими работами в 1861 году Мори проводит первые эмпирические исследования сновидений.
В это же время Зигмунд Фрейд, пишет об охранительной роли сновидений, препятствующих преждевременному пробуждению.
При дальнейшем же сравнении сновидений Фрейд узнаёт, что бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение: « .Да, в этом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманием сновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрения сновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишена всякой критики; с нашей же, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когда содержащаяся в мыслях сновидения критика, (суждение:"это бессмысленно") должна найти свое изображение.» («О сновидении»1899)
Началом «науки о сновидениях» необходимо считать выход книги Зигмунда Фрейда «Толкование снов» (1900).
В результате дискуссий, разгоревшихся вокруг теории сновидений Фрейда, сформировалось два направления исследований: физиологические исследования процесса сна и психологические исследования увиденных сновидений. Первый тип исследований привёл к такому важному открытию, как обнаружение во время сна фазы быстрых движений глаз (Сон БДГ). Дальнейшие исследования показали, что кроме БДГ-фаз, существует ещё целый ряд других физиологически активных процессов, таких как фазовые реакции зрачков, незаметные подёргивания мышц, активация сексуальных органов и т. д Демент и Клейтман (1957) говорят о том, что фазы физиологической активности совпадают с фазами видения сновидений.
Интересен научный подход З.Фрейда к двойственному характеру сна: психические компоненты – сновидения, физиологические компоненты – медленный сон Фрейд пишет: «Меня мало занимает проблема сна, так как в принципе это физиологическая проблема, хотя в характеристике состояния сна и содержатся изменения условий функционирования для психического аппарата» (Фрейд 1900). Этим Фрейд показывает своё знание того, что противоречия, присущие сну, а именно, противоречия между физиологическим и психическими компонентами находят своё отражение в научной области, формируя два направления исследований –или физиологические исследования процесса сна, или психологические исследования увиденных сновидений. Фрейд решился в пользу исследований сновидений, не забывая при этом, что он ограничивает себя исключительно одной стороной единого процесса «сна».
Не малый вклад в изучение сна внесла Российская учёная Манасеина М.М.
Информация по теме:
Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии ...
Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...
Роль семьи и детско-родительских отношений в
процессе становления личности ребенка
Развитие личности ребенка, так или иначе, связывается с типом семьи. По мнению Л.Б. Шнейдер Э. Арутюнянц (27) существует 3 варианта семьи традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
Далее рассмотрим влияние системных к ...