Мы живём в век быстро развивающихся технологий и скоростей. Согласно теориям человеческих потребностей (от теории Абрахама Маслоу (1954) до теории Уильяма Тэлли(1986))[1] - это значительное количество факторов, которые условно можно поделить на две группы - низшие и высшие. Сон и сновидения входят в первую группу потребностей, наравне с потребностями в дыхании, ощущениях, мышлении, движении, пище. Чтобы человек мог обеспечить себя всеми необходимыми для него на сегодняшний день потребностями, его организм должен изыскивать и использовать свои возможные энергетические запасы. Как известно, восполнение энергией происходит за счёт среды обитания, социальных обстоятельств, питания, отдыха. Есть ли возможность у человека пополнять запасы энергии каким-то другим путём, самостоятельно? Конечно, есть! И этот путь уже давным-давно найден. Это - обыкновенный сон. Единственный недостаток у этого пути это то, что человек сознательно способен лишать себя сна, вследствие чего организм человека испытывает не только истощение, но и все последующие за ним нарушения здоровья как физического, так и психического. От недостатка сна развиваются различные заболевания, и тогда человек начинает лечиться, вместо того, чтобы продолжать активную деятельность, которая ему от рождения была предназначена природой для удовлетворения его потребностей и желаний.
Тысячи лет назад для жителей древнего Египта и Греции вопрос врача: «Что Вам снилось прошлой ночью?» - был бы совершенно обыденным, так как ещё в Древнем Шумере сны героев и правителей всегда подробно записывались и на протяжении многих веков, выдающихся умы того времени являлись со своими уникальными изобретениями, идеями и предлагали способы лечения болезней через сновидения.
В конце XIX века основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд в своём выдающемся труде «О сновидениях» (1900) жёстко определил границы в изучении сна, как физиологического процесса и сна (в понятии - сновидения), как средства для психоанализа и выявления внутренних конфликтов. Основываясь на его теории, в дальнейшем исследователи изучали или одну или другую сторону этого вопроса.
В XX веке приверженцы психоанализа в психологии находили всё больше и больше факторов, подтверждающих мнение Фрейда о том, что сновидения являют собой нечто психическое. Учёные из различных направлений науки, такие как физиологи, химики, последователи различных направлений в психологии проводили эксперименты и исследования со спящими и сновидцами. На основании результатов этих экспериментов крепло убеждение в том, что сон - это совокупность различных фаз, в одной из которых есть место сновидениям, имеющим не маловажное влияние на психику человека.
Александр Моисеевич Вейн (1928-2003), автор первого полисомнографического исследования в СССР, в своей книге «Сон: тайны и парадоксы» (2003), проводя параллели между физиологией и психикой, обнаруживает связь между ними, отвечая на такие вопросы, как: Что происходит в мозге во время сна? Как рождается во сне психическая деятельность? Как формируются сновидения?
В данной курсовой работе, с целью выявления роли сна и сновидений в психическом и физическом развитии человека, будет изучена история исследований сна и сновидений, а также рассмотрены:
ü процессы, происходящие в организме человека во время сна,
ü теории по изучению причин возникновения сновидений, а также
ü психическое и физическое развитие человека в онтогенезе.
Информация по теме:
Основные понятия психологической подготовки
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом св ...
Возрастные особенности подросткового возраста
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельнос ...
Влияние когнитивных процессов
То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и ...