В период прохождения стажировки в 15 мотострелковом полку, 2 мотострелковой дивизии, в должности заместителя командира роты материального обеспечения по воспитательной работе, проводил работу по изучению лиц склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. Также была проведена работа по изучению лиц склонных к суициду, дезертирству и уклонений от воинской службы.
Были проведены тесты с данными военнослужащими, разработанные мною в период прохождения стажировки (приложение 1), собранны автобиографии с лиц требующих повышенного психолого-педагогического внимания (приложение 2), проведены беседы с отдельными военнослужащими. Также была проанализирована работа командиров взводов и командира роты с данными категориями военнослужащих.
Изучив все это мною были сделаны выводы:
Практика показывает, что мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов. В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения. Алгоритм деятельности должностных лиц определен в директиве начальника Главного управления воспитательной роботы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года № Д-2 «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк-дивизия)», в частности в «Донесении о суицидальном происшествии».
В то же время, работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе план - задания, утвержденного старшим воинским начальником. Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия. В случае его отсутствия целесообразно использовать предлагаемый вариант работы:
План-задание расследования и определения причин совершенного самоубийства
Цели:
Изучить истинные причины и условия происшедшего суицидального происшествия, оценить работу должностных лиц по профилактике суицидов.
Проанализировать вопросы организации и состояния работы по психологическому обеспечению, особенно с военнослужащими, имеющими низкий уровень нервно-психической неустойчивости, суицидальным риском, результаты взаимодействия психолога с медицинской службой, командирами подразделений.
Оказать практическую помощь командованию в организации профилактической работы, а должностным лицам органов воспитательной работы - в проведении конкретных мероприятий психологической работы, особенно с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
Принять участие в организации внедрения в жизнь требований Министра обороны Российской Федерации по вопросам укрепления воинской дисциплины и правопорядка, обеспечения безопасности военной службы, улучшения морально-психологического состояния военнослужащих.
На мой взгляд работу с военнослужащими требующими повешенного психолого-педагогического внимания следует начинать с определения наличия неpвно-психической неустойчивости, акцентуации характера, психопатических черт (диагностировать, наблюдать):
Под наблюдение берутся также лица, обращающие на себя внимание такими особенностями поведения, как:
– повышенная вспыльчивость;
– плаксивость;
– дурашливость;
- боязливость;
– нелюдимость;
– склонность к фантазированию, вымыслам;
– являющиеся в подразделении объектами для шуток, насмешек;
– имеющие репутацию "чудаков", "дуpачков";
– систематически неуспевающие по боевой подготовке;
– замеченные в употреблении алкоголя и наркотических средств;
– интересующиеся лекарственными средствами;
– лица, перенесшие (в т.ч. по их словам) травмы головы, нервные и психические срывы, у которых в части наблюдались снохождения (или частое сноговоpение).
2. Определить тип семейного воспитания (гипеp- и гипопpотекция, условия эмоционального отвержения, жестоких взаимоотношений, моральной повышенной ответственности).
3. Определить вероятность скрытого алкоголизма, наркомании и токсикомании.
4. Зафиксировать наличие высказываний суицидального хаpактеpа.
5. Оценить возможность суицидальных проявлений в связи с возникшим острым конфликтом, неудачей, вскрытым пpавонаpушением, потерей или изменой близкого, любимого человека.
6. Выявить факты неpвно-психических pасстpойств, суициды в семье, у родственников.
7. Не ставить на службу с оружием военнослужащих в период после проявления острых аффективных реакций.
Информация по теме:
Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...
Формирование и изменение социальных установок
Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок своди ...
Вывод
Как подростки, так и юноши описывают идеальный образ себя не только через описание определенных качеств и черт характера, но в большей степени через обозначение желаемого места работы, специальности, определенного имущества, уровень образ ...