Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, – то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка… В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». [5]
Идеи Л.С. Выготского оказали сильное влияние, как на общую, так и на возрастную психологию. Д.Б.Эльконин в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» называет период от 11 до 17 лет «подростничеством» (термин кажется искусственным, в русском языке есть слово «отрочество»), подразделяя его на две фазы.
Ведущей деятельностью 11 – 15-летних, Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15 – 17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». Перестройка самосознания связана не только с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.
Главное психологическое приобретение подросткового возраста – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, подросток заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он начинает осмысливать свои эмоции уже как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. «Я» подростка еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью.
Одна из разновидностей оценочных способностей подростка - самооценка. Адекватная и правильная самооценка побуждает подростка к активности, направленной на те качества, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Если самооценка неадекватна (скажем, завышена), то подросток не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. [42]
Информация по теме:
Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи
связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...
Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры
Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.).
Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство ...
Организация адаптационного периода
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к ...