Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.
Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят: "Если есть ученик, учитель найдется". Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии если воспитатель для воспитанника является наставником.
Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которого является своего рода школой воспитания характера.
Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования и воспитания характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить слова Н. Островского: "Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день, в упорном сопротивлении трудностям". Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.
В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей"
1.
Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что "большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми". Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.
2.
Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.
3.
Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда, своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.
4.
Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.
Информация по теме:
Мотивы и мотивация в психологии, виды мотивации
Мотивация это побуждения, которые вызывают активность и определяют ее направленность.
Мотивация человека не исчерпывается пристрастным отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни, о которых в основном до сих пор шла ...
Ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в
условиях детского дома
В подростковом и юношеском возрасте большое значение имеют отношения с противоположным полом. В этот период жизни, когда чувства так остры, а потребность в любви так сильна, взрослому ребенку очень важно иметь спокойные, стабильные привяз ...
Техника психодинамической психотерапии
Поведенческие перемены происходят в психодинамической психотерапии благодаря двум процессам: понимание когнитивных и аффективных процессов, исходящих из детства (защитные механизмы), а также понимание конфликтных отношений, сформировавших ...