Предметом анализа в данной курсовой работе стали романы Ольги Токарчук ("Путь людей книги", "Правек и другие времена" и "Последние истории"). Наша цель заключалась в рассмотрении мотива сна в литературе на материале романов Ольги Токарчук.
Сон — это связь с миром загробным, невещественным, ирроциональным. Сны с незапамятных времён использовались в качестве материала для колдовства, пророчеств, являлись связующей нитью между живыми и мёртвыми. Сновидение обычно имеет значение: в нём выявляется индивидуальный мир человека, являющийся тайной для всех.
Сон в разных мировых традициях имеет различную интерпретацию и значение. На западе от времени создания Фрейдом его теории исследователи стараются опираться на рационализм, изучая психику и внутреннее Я через сон. В западной культуре привыкли считать, что сны - это иллюзорная универсалия, не имеющая ничего общего с настоящей реальностью. На западе вообще привыкли думать, что все, что не соответствует привычным представлениям о реальности, попросту не существует.
На востоке совершенно иное отношение ко сну. Некоторые направления буддизма, традиции северо-американских индейцев, культура Синоев очень серьёзно относится к снам, это равноправная часть жизни человека, наряду с его бодрствующим состоянием, считают они. В христианстве сон — метафора смерти, в буддизме - безусловно метафора жизни, ее пустоты и иллюзорности.
Культура и литература связаны между собой. В литературе мотив сна представлен достаточно широко. Для раскрытия образа героя мотив сна использовали такие знаменитые писатели как Достоевский (сны Раскольникова), Пушкин "Евгений Онегин" (сон Татьяны), Шекспир "Гамлет" и "Макбет". В польской литературе можно назвать таких авторов, как Кохановский — фражка "Ко сну", "Дзяды" Мицкевича, "Свадьба" Выспяньского, "Кукла" Пруса, "Цинамоновые лавки" Шульца и Краль "Успеть к Богу". Мотив сна также распространён и в кино. Разные формы стилизации снов характерны для фильмов Куросавы, Федерико Феллини, Войчеха Хаса. Все эти функции мотива сна позволяют нам понять, что сон для Ольги Токарчук — это единственная существующая реальность.
Ольга Токарчук в своих романах широко использует мотив сна. Сон в её произведениях выступает в разных функциях. С помощью мотива сна автор раскрывает сущность героя, его потаённые желания и проблемы. Через сон мы узнаём прошлое героя, важные моменты его жизни. Сон очень тесно связан у Токарчук со смертью. Сон — это и часть великой игры Попельского, без которой не возможен переход на другой уровень.
Можно сказать, что Ольга Токарчук использует мотив сна для создания сказочной и призрачной обстановки в романе. Те же функции выполняют и похожие пограничные состояния, они вводят читателя в совершенно иной мир. Ярким примером этого перехода является сцена из "Правека ." : Мися показывает своему другу Изыдору грибницу, открывает ему совершенно другое пространство, отличное от реальности. При этом их состояние в этот момент напоминает галлюцинации или мечты детей. Таким образом автор незаметно переходит от одного пространства к другому, онеричная сфера объясняет и оправдывает эти переходы. Художественный мир Ольги Токарчук приобретает многоплановость, многосторонность — если герой идёт в лес, то он не обязательно придет в тот привычный лес, к которому уже успел привыкнуть читатель в ходе чтения романа. Через онейросферу реализуются творческие принципы автора, его понимание многомерности реальности.
Мы выяснили, что сновидения имеют философско-эстетическую, художественно-психологическую, сюжетно-композиционную, информативную, коммуникативную, мнемоническую, ретроспективную, прогностическую функции. Специфика изображения сновидений в онейросфере обусловлена спецификой авторских задач: изображением борьбы "ветхого" и "нового" в душах героев (сны Иды в "Последних историях"), попыткой вписать сновидения персонажей в сферу магии, любви и истории (сны Миси и Изыдора из "Правека", сны героев романа "Путь людей книги"), описанием и анализом "второго пространства" сознания, авторской мифологией сновидческого зрения и мифопоэтикой игры.
Информация по теме:
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...
Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности
Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими п ...
Семейные взаимоотношения
Такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - оди ...