В разговоре таких трудностей не возникает, т.к. оратор выделяет важные для понимания слова жестами, мимикой и другими невербальными подсказками. Кроме того, слушатель в любой момент может прервать собеседника и переспросить. Читатель же лишен различных подсказок, и возможности вступить в разговор с писателем. Он видит перед собой только цепочку слов, из которых ему самостоятельно (часто интуитивно и неверно!) приходится отделять важную информацию (с точки зрения автора) от неважной, а, кроме того, сжимать, упрощать и переводить текст на язык собственных мыслей. К сожалению, не всегда этот процесс протекает удачно, поэтому для осознанного и эффективного понимания текста целесообразно использовать метод Алгоритм абзаца [26, c.95].
Необходимо изменить ситуацию без внесения существенных корректив в цели. Поменять нужно во-первых, методику работы с материалом.
В изменении методики можно выделить следующие конкретные направления работы:
1. Детализация алгоритмов выполнения заданий; предоставление образцов и примеров выполнения заданий, в том числе творческих. При этом образцы творческих работ служат не для формирования стереотипного подхода к работе (хотя такой риск есть), а для оказания психологической поддержки нерешительным учащимся – наличие образцов доказывает, что задание выполнимо и к нему можно найти свой подход.
2. Уточнение и расширение списка критериев оценки творческих работ. При этом происходит «озвучивание» тех критериев, которые учитель раньше не осознавал, но учитывал при выставлении оценки.
Эта работа дает результаты, полезные и для ученика, и для учителя. Учителю она позволяет отрефлексировать свою деятельность, уточнить какие-то методические особенности работы с материалом. Ученик, изучив критерии, по которым его будут оценивать, сможет увидеть, о чем вообще можно размышлять и на что обращать внимание, выполняя работу.
3. Увеличение количества способов представления материала, расширение списков основной и дополнительной литературы. Представление одного и того же материала несколькими способами повышает эффективность его донесения до детей с различными ведущими репрезентативными системами, разными типами мышления и памяти.
Второй важный момент работы – это психологический настрой учащихся на достойную встречу трудностей. Здесь можно выделить несколько моментов [27, c. 8].
1. Необходимо объяснить детям, что наличие трудностей – это нормально, и это признак того, что ребенок занимается действительно серьезной работой.
2. В качестве иллюстрации того, как можно построить подобный разговор с ребенком, приведем два фрагмента беседы научного руководителя с учениками, приступающими к работе над научным проектом.
Вариант первый – относительно спокойный и сдержанный: «Вообще-то, научная работа – это не детское дело. Более того, эта деятельность не по плечу и многим взрослым. И я уважаю вас за то, что вы решились посвятить свое время и силы столь серьезному и нелегкому делу. Уверена, что вы достойно отреагируете на те трудности и проблемы, которые время от времени будут перед вами возникать, и никакие временные неудачи не заставят вас отказаться от начатого дела. Со своей стороны могу обещать, что не оставлю вас без помощи и поддержки, за которой вы всегда можете обратиться».
Информация по теме:
Спортивная психология в системе наук
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психол ...
Психология организованной преступности
Организованная преступность – функционирование устойчивых социально организованных преступных групп, имеющих материальную базу и коррумпированные связи с властными структурами в целях незаконного обогащения и самозащиты от социального кон ...
Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной
системе
Существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС).
Специалисты, работающие в уголовно-исполнител ...