В зарубежной литературе умственные способности часто отождествляются с интеллектом [10, c.133]. Интеллект понимается как общая познавательная способность, как система познавательных процессов, определяющая способность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, к разумному поведению в проблемных ситуациях. Синоним общих способностей — интеллектуальные — не случаен, ведь именно от сочетания и развития общих способностей зависит интеллектуальное развитие человека
Следует подчеркнуть, что к рассмотрению проблемы природы психологических способностей существует несколько подходов. С одной точки зрения, принято считать, что способности индивида являются наследственными образованиями, т.е. обусловленные генетическими особенностями организма. С другой точки зрения принято считать, что способности формируются в процессе социального развития личности и в процессе обучения.
В отечественной психологии решение проблемы изучения способностей длительное время осуществлялось на основе отказе от понимания способностей как врожденных и неизменных характеристик человека и предвосхищении роли и значения деятельности.
Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Например, он не укладывается в рамки видов деятельности, требующих изначально от человека наличия необходимого уровня развития определенных природных (нейрофизиологических) характеристик. Более того, большинство простейших видов деятельности требуют от человека наличия у него определенных врожденных способностей. Например, способность различать членораздельную человеческую речь обусловлена, с одной стороны, возможностью воспринимать звуковые колебания определенной длины, с другой — преобразованием механических колебаний в нейрофизио-логические импульсы и их смысловой интерпретацией [23, c.141].
Таким образом, наиболее целесообразным является подход к рассмотрению способностей с позиции взаимозначимости для успешной деятельности врожденных и приобретенных (выработанных в процессе деятельности) психологических качеств. С этой точки зрения, эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетически обусловленных качеств и свойств личности, так и от уровня знаний и навыков, приобретенных в процессе этой деятельности.
Следовательно, школьная успеваемость может рассматриваться не только как критерий эффективности учебной деятельности, но и как критерий психофизиологического и личностного развития ребенка. Поэтому независимо от того, какой педагогической парадигме отдается предпочтение в конкретном общеобразовательном учебном заведении, школьная успеваемость остается критерием эффективности деятельности как педагогического коллектива, так и учебной деятельности школьника, т.е. является показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя.
Информация по теме:
Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...
Специфика процесса принятия группового решения
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения, необходимо обратиться к определению данного понятия.
Так, словарь психологических терминов дает следующее определение:
“Групповое принятие решений ...
Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если ...