Заключение

Психология » Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей » Заключение

Представленная в исследовании цель: найти взаимосвязь между родительскими представлениями о воспитании ребенка и типом ценностей родителей – достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза частично подтвердилась: у родителей с преобладанием индивидуалистических ценностей наблюдается излишнее дистанцирование от ребенка, а у родителей с преобладанием коллективистских ценностей наблюдается излишняя концентрация на ребенке. Также нами найдено оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей.

В данной работе изучены основные особенности представителей коллективистской и индивидуалистической культур, их ценностные ориентации; рассмотрены основные понятия, описывающие детско-родительские отношения: «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка».

Из анализа литературы выявлена взаимосвязь типа ценностей современных родителей и их представлений о воспитании детей. Разработана модель исследования – комбинация ценностных ориентаций и родительских представлений о воспитании детей.

Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие взаимосвязи типов ценностей родителей и их представлений о воспитании детей. Была выявлена связь между коллективистским типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании детей, носящие характер концентрации на ребенке и авторитарности в воспитании; между индивидуалистическим типом ценностей и родительскими представлениями о воспитании, носящие характер дистанцирования от ребенка и авторитарности. Оптимальное соотношение коллективистских и индивидуалистических ценностей и соответствующие им оптимальные родительские представления о воспитании детей в экспериментальной части нами найдено не было.

Данная работа может быть адресована специалистам, работающим с семьей, поскольку в ней содержатся наиболее выраженные на сегодняшний день профили родительских представлений о воспитании, их связь с типом ценностей. Необходимо иметь полное и системное представление о современной картине родительских представлений, чтобы на практике иметь возможность вести коррекцию неадекватных и неконструктивных представлений о воспитании.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию неадекватных родительских представлений о воспитании, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение и разработку программ по коррекции неадекватных, неоптимальных ценностных ориентаций и связанных с ними родительских представлений о воспитании детей, детско-родительских отношений.

Кроме того, возможно расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе.

Также представляет интерес исследование формирования оптимальных представлений о воспитании у молодого поколения – то есть, с помощью каких механизмов возможно воздействие на молодое поколение с целью образования оптимальных представлений о воспитании. Разработка подобной программы.

Информация по теме:

Описание культурного синдрома индивидуализм – коллективизм
Существует несколько характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые «культурные синдромы» (Triandis H., 1994) [20]. Культурный синдром, по мнению Триандиса – это определенный наб ...

Три вида сбережений и моделирование сберегательного поведения с использованием психологических переменных
Эмпирическая направленность проявилась в разработанном Дж. Катоной понятии сбережений. Катона обратил внимание на то, что в отличие от экономистов, люди по-другому понимают и подсчитывают сбережения, а также иначе принимают сберегательные ...

Лепка детских страхов
Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.) Лепка имеет большое значение для обучения и восп ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта