Семья как психологическая система

Психология » Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых » Семья как психологическая система

В современной психологии семьи можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой позиции семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой подход характерен для трактовки семьи в рамках психоаналитического и поведенческого подхода, то есть для начального этапа становления семейной психологии, как отдельной науки.

Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система, не сводимая к суммарной совокупности ее членов. Такая трактовка характерна для системного подхода, возникшего во второй половине 60-х годов ХХ века (см.: Варга, 2001; Лидерс, 2004; Черников, 2005).

Основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выделяются следующие функции семьи: экономическая, репродуктивная, функция воспитания детей, сексуально-эротическая, функция духовного общения, функция эмоциональной поддержки и принятия, рекреативная (восстановительная), функция социальной регуляции, контроля и опеки, функция передачи социального статуса (эта функция практически утрачена в современном обществе), психотерапевтическая (Карабанова, 2006; Слепкова, 2006; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Структура семьи — это состав семьи, число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи делает возможным понимание распределения функций в семье. Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла семьи (Эйдемиллер, Юстицкис 1999; Карабанова, 2006).

Информация по теме:

Понятие о принципе системности в науке
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1]. За видимой простот ...

Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...

Определение понятия "Умственная отсталость"
Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость". Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или пр ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта