Психологические особенности родительского отношения

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности родительского отношения

Страница 3

При таком подходе описаны два крайних стиля – чрезмерная опека и излишняя требовательность:

· Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула такова: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с опекой.

· Воспитание по типу излишней требовательности. Формула родительского отношения может быть представлена следующим утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой он есть». В воспитании усилена критика, отсутствует похвала, поощрение.

Ведущие критерии данного подхода: степень свободы ребенка в семье и вид контроля за поведением. Контроль означает регулирующее действие родителей.

Д.Н. Исаев выделяет следующие стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (или либеральный) (9).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль согласия, предполагающий сотрудничество, взаимопомощь, полное равноправие участников семейного союза.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль подавления, здесь царит авторитарность, безапелляционное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат и холодность по отношению друг к другу.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Он проявляется в семье как отсутствие всяких отношений: отстраненность и отчужденность, безразличие – основные принципы существования такой семьи. 7744777

Кроме обозначенных выше типов и стилей родительского отношения, ряд авторов (Э.Г. Эйдемиллер, в. М. Юстицкий, В.М. Минияров, В.И. Гарбузов) выделяют его различные виды.

В.М. Минияров классифицирует родительское отношение на: отношение к деятельности ребенка, к использованию методов поощрения и наказания, отношение к ребенку, к окружающим людям, к нравственным ценностям, а мыслительной деятельности ребенка. (34).

Э.Г. Эйдемиллер, В.М. Юстицкий выделяют сле77дующие параметры родительского отношения: отношение к ребенку, социально-ролевые отношения, отношения интеграции развития семейных отношений, отношения взаимного влияния родителей и детей. (35).

Особую значимость представляет собой классификация родительского отношения, предлагаемая А.Я Варгой и В.В. Столиным (35) В нашем исследовании мы будем придерживаться именно этой классификации.

Данная классификация рассматривает особенности родительского отношения в нескольких аспектах: социально – желательный образ родительского отношения, эмоциональное отношение к ребенку, особенности восприятия и понимания ребенка родителями, межличностная дистанция в общении с ребенком, форма и направление контроля за его поведением.

В ходе многолетней консультационной работы А.Я. Варга и В.В. Столин дали описание обобщенных типов родительского отношения.

Ø «Принятие – отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума, по большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду раздражение, обиду: он не доверяет ребенку и не уважает его…

Ø «Кооперация». Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Содержательно этот тип раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Ø «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно судить о том, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком; старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино, постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудностей и неприятностей жизни, считает его маленьким и беззащитным.

Ø «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких баллах по этой шкале в родительском отношении четко прослеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Теория ролей в психологии
В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон. Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теор ...

Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для раз ...

Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта