К. Е. Изард [8] пишет, что подростковый возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.
Так называемые немотивированные поступки, частые в отроческом возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, следует чётко разграничивать напряжённость; а нередко – и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения. Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счёт юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными [16].
В подростковом возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений [24].
И. С. Кон [11] отмечает, что наряду с развитием товарищеских отношений, подростковый возраст характеризуется напряжённым поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врождённая и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребёнка. Однако содержание этой потребности и способы её удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины, меняются с возрастом, по мере развития личности и её коммуникативных способностей [9].
Подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждой из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда напряжённость в отношениях с друзьями и любимыми [9].
В отрочестве больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Мальчики и девочки подросткового возраста подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам [24].
Таким образом, в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неуравновешенность, в результате которой подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.
Информация по теме:
Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии
РЭТ считает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получение удовле ...
Характеристика метода беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонн ...
Алкоголизм и пивной алкоголизм как формы аддиктивного поведения
Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 века шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. По мнению ВОЗ, слово "алкоголизм" не имеет точного научного значения и поэтому алкоголизм не вк ...