К. Е. Изард [8] пишет, что подростковый возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.
Так называемые немотивированные поступки, частые в отроческом возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, следует чётко разграничивать напряжённость; а нередко – и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения. Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счёт юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными [16].
В подростковом возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений [24].
И. С. Кон [11] отмечает, что наряду с развитием товарищеских отношений, подростковый возраст характеризуется напряжённым поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врождённая и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребёнка. Однако содержание этой потребности и способы её удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины, меняются с возрастом, по мере развития личности и её коммуникативных способностей [9].
Подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждой из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда напряжённость в отношениях с друзьями и любимыми [9].
В отрочестве больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Мальчики и девочки подросткового возраста подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам [24].
Таким образом, в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неуравновешенность, в результате которой подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.
Информация по теме:
Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в
онтогенезе
Проблема импульсивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием в детском возрасте.
Рассмотрим несколько определений понятия «поведение». ...
Асимметрия полушарий
Физическая симметрия мозга не означает, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях.
Достаточно обратить внимание на действия ваших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь очень немногие лю ...
Причины и последствия семейного неблагополучия
Разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье. Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно вли ...