В юношеском возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности.
В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей. В отрочестве и юности новые познавательные возможности мышления на уровне формальных операций позволяют нам проанализировать эти роли, увидеть в некоторых противоречия и конфликты и реструктурировать их с целью построения новой идентичности. Иногда этот процесс требует отказа от старых ролей и установления новых отношений с родителями, братьями и сестрами, сверстниками. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьером, который юноши и девушки должны преодолеть, чтобы совершить успешный переход к взрослости.
По Эриксону, процесс самоопределения, называемый формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума. Она образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах жизни человека. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом [4].
Ядром эго-идентичности, по Эриксону, является стабильный набор осознанных, конструктивно прожитых в кризисе ценностей, в соответствии с которыми индивид строит своё поведение и реализует систему фундаментальных выборов.
Стараясь вести себя таким же образом, как значимые для него другие, индивид постепенно обобщает опыт поведения, вырабатывая определенные правила, которые затем интегрируются в систему определяющих собственное поведение элементов. С возрастом, индивид постепенно осознает все больше информации о самом себе (какой он ученик или спортсмен; чего он хочет и как он может удовлетворить свои желания; что о нем думают другие; на что он может рассчитывать), старается соотносить эти сначала разрозненные представления друг с другом (потребности с возможностями и способностями, собственные представления о себе с представлениями об этом себе окружающих, элементов прошлого с тем будущим, которое может из них логически вытекать), формируя в конечном итоге целостный, стабильный образ себя, с соответствующим ему поведением и критериями оценки происходящего.
Индивид, у которого такая структура сформирована, имеет четкие ориентиры, в соответствии с которыми он принимает решения относительно того, как поступить в той или иной ситуации (на какую работу пойти, с какими людьми общаться, какую принять религию). Когда такое решение принимается, внутренние инстанции не противоречат друг другу (и инстинкты сыты и контроли целы), и то, что человек хочет сделать, совпадает с тем, что ему нужно сделать для того, чтобы адаптироваться к изменившейся ситуации. Именно такую согласованность внутренних структур имеет в виду Эриксон под «внутренней непрерывностью и тождественностью самому себе».
Важным в теории Эриксона является факт привнесения социального аспекта во взаимодействие эго с другими внутренними структурами. Внутренняя согласованность компонентов эго должна подтверждаться другими людьми в процессе межличностного общения. Каким же образом другие могут заметить внутреннюю согласованность эго, если даже сам носитель системы не всегда подозревает о её существовании? Единственным компонентом эго-идентичности, доступным внешнему наблюдению, является поведение индивида в социальной среде. В поведении индивида со сформированной структурой идентичности можно заметить последовательные, уверенные, самостоятельные действия, более сложные культурные интересы, чем у людей, находящихся на сходном этапе развития, но не разрешивших кризис. Реакция окружающих на такое поведение является обратной связью, подтверждающей восприятие индивидом себя тождественным себе же самому и целостным. Важным является отличие между признанием другими тождественности и непрерывности индивида и ориентацией индивида на внешнее одобрение. В последнем случае человек присваивает лишь внешний образ поведения, формируемый из представлений об ожиданиях, который рассыпается в диффузию при появлении новых стандартов и изменении внешнего окружения. В первом же происходит структурирование внутренней системы, все новообразования возникают и встраиваются в структуру эго как конструктивно прожитые в кризисе элементы.
Если же эго не удалось гармонично интегрировать все вышеупомянутые части, человек не может принять решение так, чтобы все внутренние Я приняли его единогласно. Реализуя поведение относительно одной из версий, он продолжает сомневаться в правильности принятого решения. Черты характера такого человека противоречивы, он не аутентичен, ощущает скуку и пустоту. Он не может ничего сделать наверняка ни в одной из ключевых сфер жизни, таких как выбор образовательной стратегии, профессии, сексуального партнера [17].
Информация по теме:
Проблемные вопросы психологии одаренности
Научному подходу к одаренности уже более 100 лет. Тем не менее, проблемными остаются вопросы:
- квалифицированной, комплексной диагностики одаренности, ввиду 1) многообразия ее признаков: обучаемость, успешность в определенных видах деят ...
Волевые усилия в психологии спорта
Воля— фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глу ...
Профессиональная компетентность психолога как
интегративная характеристика его труда
Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, о ...