Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии

Страница 2

- безнадзорный-несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Таким образом, на законодательном уровне педагогические понятия "группа риска", "дети, склонные к ПАВ", "несовершеннолетние правонарушители" и т.д. конкретизируются определениями "беспризорный", "безнадзорный", "социально опасное положение". Эти определения становятся критериальными признаками для включения ребёнка и его семьи в систему защиты прав.

Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Введение института индивидуальной профилактической работы — явление весьма актуальное и своевременное, так как она однозначно защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии [45,c.163].

Таким образом, в профилактической работе произошла смена приоритетов. Наказание и ответственное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предвосхищению причин и действий, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.

Индивидуальная профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована только профессионалом, чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребёнку. Его деятельность является движущей силой всей системы индивидуальной профилактической работы с ребёнком, оказавшимся в социально опасном положении.

Такая роль социального педагога не случайна. Институт социальных педагогов формируется преимущественно при учреждениях образования — школах и др. Система образования — единственная из всех структур профилактики, которая охватывает всех детей в возрасте от 7 до 18 лет, осуществляет в отношении них педагогическую работу и функцию педагогического призора, имеет локальное территориальное закрепление, что позволяет осуществлять работу со всеми детьми на конкретной территории.

Цель деятельности социального педагога — оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Деятельность социального педагога направлена на решение двух главных задач:

- организация конструктивного результативного сотрудничества, взаимодействия различных социальных институтов и структур общества в решении проблем несовершеннолетних;

- создание локальных (индивидуальных и с учётом условий микросоциума), максимально возможных для каждого ребёнка условий его успешной социальной адаптации, раскрытия творческого потенциала и успешного жизненного самоопределения.

В деятельности специалиста можно выделить следующий функциональный алгоритм:

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Аттитюд: понятие, структура, функции
Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы н ...

Патохарактерологический тип девиантного поведения
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) ...

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта