Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребёнка, выделяют несколько типов профилактических мероприятий: "нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты". Основная цель профилактической работы — защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Закон спроектирован с учётом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними [14,c.145].
Одно из основных противоречий в организации социально-педагогической поддержки детей — несовпадение проблемных полей социальной педагогики, её правовых норм с существующими технологиями. Утверждённые законодательством приоритеты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не используются в педагогике в качестве легитимных инструментов. Это выражается в противоречиях:
- между масштабностью профилактической работы с детьми группы риска и отсутствием сбалансированного научно-педагогического обоснования и педагогического инструментария профилактической работы;
- между большим количеством исследований и размытостью содержания профилактики в проблемных полях медицины, педагогики, права и т.д.;
- между доминированием в законе и практике социально-правового адресного подхода и технологической непроработанностью педагогически выверенного индивидуального подхода в разрешении проблем ребёнка, оказавшегося в социально опасном положении, общей типизацией технологий профилактической работы с детьми.
Выявленные противоречия демонстрируют незавершённость педагогического обоснования правовых норм, действующих в отношении детей (и молодёжи), находящихся в социально опасном положении. В связи с этим мы попробуем соотнести нормы, утверждённые ФЗ № 120, с целями и приоритетами социально-педагогической технологии работы с детьми группы риска.
Принципиальными характеристиками этого закона являются его идейная, выраженная в социально-педагогических категориях, функциональная направленность и точность в распределении полномочий и обязанностей субъектов системы профилактики.
Пожалуй, впервые после принятия в 1992 году ФЗ "Об образовании", поддержка ребёнка заняла доминирующее положение в сложной палитре государственных задач, представлена в виде спроектированной технологии индивидуальной профилактической работы.
Собственно, изменился и сам баланс целей профилактики. Карательные, надзирающие функции уступили место задачам защиты и восстановления прав и интересов детей и семей, оказавшихся в социально опасной ситуации. В качестве цели и результата государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения их противоправного поведения. В соответствии со ст. 2 п. 1 основные задачи профилактики сформулированы как:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Для того чтобы решить вопрос: является ли государственный подход в организации профилактической работы с детьми группы риска завершённой социально-педагогической технологией, необходимо выявить её ключевые компоненты, представленные в российском социальном законодательстве, а именно: определить объект применения технологии; вычленить реальные субъекты процесса применения технологии; выделить алгоритм, реализация которого обеспечивает достижение запланированного результата; определить параметры оценки ожидаемого результата.
Закон № 120 в качестве объекта системы профилактики определяет несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу. Закон также провозглашает идеологию защиты прав несовершеннолетнего в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем определены специфические признаки групп детей — объектов профилактической работы, а именно:
Информация по теме:
Понятие категории «страх». Исследование теорий страхов
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого ...
Понятие категории «страх». Исследование теорий страхов
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого ...
Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в
онтогенезе
Проблема импульсивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием в детском возрасте.
Рассмотрим несколько определений понятия «поведение». ...