В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Понимание Тепловым способностей и выделение им 3 основных признаков:
· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.
По С. Л. Рубинштейну, «способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».
В. С. Юркевич понимает под способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Продолжать список определений, данных разными психологами, можно продолжать.
Но мы остановимся на определении Теплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующее определение:
«Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».
Необходимо также отметить, что способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той или иной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этой деятельности.
Существует несколько классификаций способностей. Мы же рассмотрим наиболее значимую в теме исследования различий в способностях людей. Выделяют природные (или естественные) и специфические способности.
Природные способности биологически обусловлены и связанны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
Специфические же способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь специфические способности можно еще на 3 типа:
· теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
· способности к общению, взаимодействию с людьми.
Также отметим, что теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличие от природных и специфических. В этом случае большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко и в основном у одаренных и разносторонне развитых людей.
Что же касается учебных и творческих способностей, то если попытаться определить, какие из них имеют большее значение для человека, то в случае признания приоритета одних над другими мы, скорее всего, совершим ошибку. Ведь если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяет развитие человечества.
Информация по теме:
Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то ...
Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпо ...
Стили семейного воспитания и их воздействие на возникновение личных проблем
подростков
Ребенок проходит в своем развитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап за этапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети в семье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брак ...