Типология криминальной агрессии

Психология » Пенитенциарная психология » Типология криминальной агрессии

Страница 2

Глобальный криминальный тип, полагает А. Г. Ковалев, создается в хронических, т. е. устойчивых, отрицательных условиях жизни семьи с конфликтными отношениями между родителями и родителями и детьми, способствующими формированию у последних озлобленности, грубости, бессердечия; дополнительной причиной может быть отягощение развития личности алкогольной наследственностью или другими условиями внутриутробной жизни. Парциальный преступный тип формируется в результате противоречивого воздействия на личность двух различных общностей: а) школы и предприятия, где формируются и развиваются качества человека - гражданина и б) уличной кампании, где мелкое воровство рассматривается как нечто «героическое», или семьи, где дети на примере старших усваивают противоправные пути личного обогащения. Влияет и обыденное мнение, распространенное среди некоторых граждан, а том, что не зазорно «брать» у государства, которое «богато и не обеднеет». Предкриминальный тип вызревает в связи с недостатками воспитания устойчивых нравственных начал и воли, а также с некоторой природной неуравновешенностью[1].

Понятие и сущность стратификации подростков в уголовной иерархии.

Иерархия позиций, ролей и обязанностей есть в любой группе законопослушных подростков и юношей. Однако деление в преступной среде людей на касты (стратификация) и наделение их в соответствии с этим правами и обязанностями – одно из основных проявлений криминальной субкультуры.

Основные принципы этой стратификации.

1. «Кто есть кто» или жестокое деление людей на «своих» и «чужих», а «своих» – на иерархические группы от «верхов» до «низов». В современных условиях трудно определить, кто у кого заимствовал деление людей на «своих» и «чужих». Преступники у «новых демократов-националистов» или эти «демократы» насаждают эти тюремно-лагерные вариации. Когда одни люди местные, коренные, объявляют себя «в законе», а другим, занесенным сюда (в данную республику) судьбой, выходит, отводится роль сявок и шестерок. При этом «своих» и «дедов» надо слушаться и всячески защищать от притеснений «чужих», а над «чужими» и низами глумиться, обирать и унижать их.

2. Социальное клеймение: принадлежность к «элите» обозначается возвышенными, а к «низам» и «чужим» – унизительными и оскорбительными символами (кличками, терминами жаргона, татуировками).

3. Затрудненная мобильность вверх и облегченная мобильность вниз. Смена статусов с низших на высшие затруднена, а с высших на низшие – облегчена, т.е. и среди «своих» выбиться в «верхи» весьма затруднительно, зато лишиться занимаемого статуса значительно легче.

4. Основанием мобильности вверх является успешное прохождение испытаний в конкурентной борьбе с соперниками, которых надо повергнуть, или поручительство «авторитета», мобильности вниз – нарушение «законов» уголовного мира.

5. Авторитарность и строгая субординация в отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «верхами» «своих», стоящих внизу иерархической лестницы.

6. Автономность существования каждой касты, затрудненность, чаще, невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма для лиц из «элиты», согласившихся на контакты.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системно ...

Аналитическая психология
Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, о ...

Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии
Проведенные, рядом психологов исследования позволили более точно представить структуру трудностей, с которыми сталкивается семья, имеющая больного члена семьи. Хеннинг и Хамильтон указали на то, что необходимо различать объективные и субъ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта