В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут о том, что «сознание, понимаемое, как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень самосознания». Это значит, что сознание, с одной стороны, включает в себя самосознание, но, с другой стороны, не равно ему и не ограничивается им, как полагали некоторые исследователи.
Тем не менее, наша работа сфокусирована именно на исследовании феномена самосознания, как структурной единицы сознания.
Рассмотрим структуру самосознания, предложенную В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым.
«Самосознание, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие».
Для нас важно выделить и определить понятие самооценки.
Самооценка – это тот компонент, который включает в себя и знание о собственной самости, о своем Я, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.
Самооценка это тот механизм самосознания, на основании «работы» которого строится самопринятие, самоуважение, самопонимание человека, его представление о значимости самого себя.
Самооценка позволяет понять, каково представление человека о себе, особенности его Я-концепции, также можно определить, что повлияло на становление самооценки, что, кто были значимыми при ответе человека себе на вопросы: кто я? какой я?
А.В. Петровский говорит о самооценке и механизме её формирования следующее: «Поведение человека во много зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Артур Вадимович ещё раз подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на таких утверждениях, мы считаем, что тип отношений между взрослым и ребенком влияет на становление самооценки человека, особенно в подростковом возрасте (так как этот возраст во многом направлен именно на то, чтобы подросток понял, увидел, определил, оценил, кем он является).
Обращаясь к вопросу исследования самооценки, мы считаем необходимым отразить в работе понятие «уровень притязаний».
Разработкой этого понятия занималось множество исследователей: Ф. Хоппе. К. Левин, Дж. Френк и т.д.
Большинство из них придерживаются следующей точки зрения: «анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, то есть его самооценку».
Лидия Васильевна Бороздина отмечает тенденцию в психологических работах: «сами термины «самооценка» и «уровень притязаний» иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки».
В выборе диагностических методик мы руководствовались следующим аксиоматичным по выражению Л.В. Бороздиной положением: «Использование уровня притязаний для изучения самооценки базируется на предположении о том, что человек регулирует выбор целей оценкой себя по тому свойству, от которого зависит успешность выполнения им задачи в данном виде деятельности».
Информация по теме:
Выводы
Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятель ...
Методы нольмерного и одномерного шкалирования
Нольмерное шкалирование – это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность. [11]
Во многих психологических исследованиях возникает задача определений единственного или специального значения психол ...
Психолого-педагогические
особенности подростков из социально неблагополучных семей
В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных о ...