Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Страница 4

Кроме того, "воспитание" в такой семье является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию подростка. Представление о своей будущей профессии у них очень размыто и расплывчато. Они мечтают о хорошей работе, но представляют ее как ничегонеделание и получение при этом больших денег.

Выбор профессии или хотя бы профиля осложняется еще и тем, что, не имея позитивного опыта своих родителей, отсутствие помощи и поддержки с их стороны, ребенок из неблагополучной семьи не знает, где, чему и как он может научиться, понять, что ему нужно, какие для этого у него есть способности и возможности, каким образом он может реализовать свои планы и т.п. [43].

Получается, что такого подростка просто никто не научил, как делать тот или иной шаг по жизни, у него нет опоры на ближайших родственников, у него не было возможности получить тот социально-значимый опыт, который повлияет на всю его дальнейшую жизнь…

В соответствии же с нормой, у подростков из социально неблагополучных отсутствуют следующие компоненты, необходимые для развития полноценной личности:

1) они не владеют сведениями о современной жизни; они не получают достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, не имеют возможности проверять ее и анализировать (уголовное право; религия; молодежное движение; наркотики и алкоголь; секс и т.д.)

2) родители не контролируют сочетание свободы и ответственности в деятельности; подростки не получают конструктивного взаимодействия со взрослыми, ими не приняты выработанные правила в школе, обществе;

3) такие подростки характеризуются непринятием себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

4) у них нет возможности обучения навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Из этого видно, насколько значимо и важно, чтобы ребенок воспитывался в хорошей семье, в которой созданы благоприятные условия для развития будущей личности.

Подводя итоги, можно сказать, что главными психолого-педагогическими особенностями подростков из социально неблагополучных семей по отношению к построению собственной жизненной траектории и мотивации к самореализации являются:

1. невольное проецирование жизни родителей в собственной, принятие (или игнорирование) их стиля жизни как должного. Как результат, стремление (отказ) жить также как они; формирование асоциальной или завышенной мотивации к самореализации; отсутствие способности к построению целенаправленной, четко структурированной жизненной перспективы.

2. Неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Этот параметр, в целом, осложняет успешный ход социализации подростка, что, безусловно, ведет к отсутствию у него желания реализовать себя, строить планы на будущее.

3. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства. Этот аспект ведет к тому, что у подростка будет формироваться эгоистическая мотивация к самореализации, а не социально одобряемая; у него будет завышенный уровень притязаний или, наоборот, в силу своей некомпетентности в общении, апатия ко всему происходящему.

4. Низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. Это ведет к тому, что у подростка из неблагополучной семьи, скорее всего, будет формироваться асоциальная мотивация к самореализации, так как он будет стремиться реализовать любые свои желания, не соотнося их с общепринятыми нормами и правилами. О содержании жизненной траектории тогда можно сказать, что она может носить асоциальный, уголовный характер.

5. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Это ведет к тому, что данный подросток не стремится реализовать себя, предпочитает жить по принципу: "ниже травы, тише воды", для него характерна низкая мотивация к самореализации, в дальнейшей жизни этот человек будет одинок, возможно, он не способен будет создать свою собственную семью.

6. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное.

7. Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

8. Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания, что ведет к отсутствию желания реализоваться в социально значимой деятельности, быть гражданином своей страны в полном смысле этого слова.

9. Склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - увлечение одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.). Это ведет к тому, что у подростка будет формироваться асоциальная потребность в самореализации, а содержание жизненной перспективы будет ей соответствовать, будет носить негативный характер с точки зрения общественных норм и правил.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Типы конфликтных личностей
Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны. Не только психологи интересуются типологией конфли ...

Факторы семейного воспитания, влияющие на возникновение личных проблем подростка
Негармоничное воспитание подростков приводит к возникновению у них целого спектра проблем. Э.Г. Эйдемюллер и В. Юстицкис [11, стр.498] выделили следующие факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирований наруше ...

Типологические свойства и возрастное развитие
Изменения свойств нервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признаки типологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут быть в полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает в ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта