Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Обоснование комплексного подхода для оценки психофизиологических и психологических составляющих подростковой одаренности

Страница 1

С целью решения поставленных задач был разработан комплексный методологический подход, позволяющий:

- во-первых, осуществить отбор одаренных детей, так как единой методики для выявления одаренных детей и подростков в настоящее время не существует, в исследовании был использован комплекс данных, включающих в себя оценку творческости, успеваемости и интеллектуальных способностей, полученных следующими методами тестирования и опросом:

· данные вступительных экзаменов в Школу Космонавтики;

· экспертная оценка классных руководителей, педагогов и руководителей научно-исследовательских лаборатории. В оценку входили данные об общей успеваемости, мотивированности, склонности к какому-либо предмету, интеллектуальных способностях, что позволяло выделить успешных с точки зрения образовательного процесса учеников

· фигурная тестовая методика Торренса (ТТСТ). Данная методика позволяет выявить склонность к нестандартному, оригинальному мышлению, способность находить новые решения, творческие способности. Данная методика позволяет выделить учеников с признаками творческой одаренности, которые могут быть неуспешны с точки зрения образовательного процесса, но обладают признаками одаренности;

- во-вторых, оценить психофизиологические и психологические аспекты подростковой одаренности. С этой целью были использованы:

· стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ). Данный метод позволяет выявить личностные черты, присущие одаренным подросткам. С точки зрения автора работы этот метод достаточно полно раскрывает профиль личности;

· Томский опросник психической ригидности Залевского (ТОРЗ). Данный метод позволяет выявить склонность личности к фиксированным формам поведения и мышления. Результаты по ТОРЗу позволяют оценить, насколько личность обследуемого восприимчива к изменениям и сама способна их продуцировать. Психическая гибкость является важнейшим условием психической цельности индивида и его психического здоровья. Она общепризнано входит в число признаков одаренности. Там где возникает ригидность, как один из маркеров болезни, возникает угроза одаренности, ухода личности в стереотипы, рамки, стандарты, невротизацию. Вот почему важно понимать и оценивать степень психической ригидности;

· метод динамической омегаметрии. Это метод оценки функционального состояния центральной нервной системы. Изменение омега-потенциала соответствует изменениям психического состояния человека. Эти изменения отражают процесс саморегуляции психической активности, который включает в себя периодические изменения внимания, памяти, мышления, эмоционального состояния и других психических составляющих;

- в-третьих, оценить изменения функционального состояния центральной нервной системы, происходящие с одаренными подростками под воздействием педагогических влияний их динамике. Под педагогическим влиянием мы понимаем взаимодействие учителя и ученика во время обычного урока. Психологические опросники, стандартизированные тесты, проективные методики не предназначены для выявления изменений психических процессов в динамике. Для этой цели была использована вышеупомянутая методика омегаметрии, позволяющая оценить и сравнить данные о перестройках функционального состояния головного мозга подростка с признаками одаренности и без таковых в условиях непосредственной педагогической работы.

Теоретической основой валидности и обоснованности подбора методик, являются их многократная экспериментальная проверенность и модальностные характеристики: каждая методика обладает своеобразием формулировки вопросов и задании, интерпретации данных. Все методики подобраны во взаимодополняющем контексте в соответствии с задачами исследования.

Все методики проводились на учащихся 15-17 лет, прошедших специальный отбор в школу для одаренных детей и проживающих в школе-интернате и обучающихся по однотипным программам. Таким образом, выборка идентична по возрастному, социальному критериям.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Проявление подростковой эмансипации
Вместе с тем, подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный и пове ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляютс ...

История создания IQ тестов
Первым стандартизированные тесты интеллекта разработал Альфред Бине в начале XX века во Франции. Он не пытался создать тест для исследования IQ, он пытался выявить детей, у которых могли возникнуть трудности в школе. Он анализировал спосо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта