Педагогические ошибки и их последствия

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Педагогические ошибки и их последствия

Страница 1

Первая область педагогических ошибок связана с интеллектуальным развитием, воспитанием и образованием. Интеллектуальные, информационные перегрузки; недоучет личностных смыслов, персональных интеллектуальных интересов и потребностей одаренных детей; игнорирование интеллектуального кризиса детской одаренности, периодов спада и покоя в интеллектуальной деятельности; исходные ошибочные установки на одаренного ребенка как на обязанного выдатьэкстраординарныйинтеллектуальный результат. Эта область педагогических ошибок приводит к:

гиперактивности левого полушария мозга с последующим его защитным торможением – тип неуверенного в себе, переставшего быть умным, рассеянного, неактивного, но болтливого, суетливого, тревожного ребенка;

гиперактивности левого полушария мозга с последующим торможением и вторичной гиперактивизацией. Это ребенок рефлексивный, мнительный, неуверенный в себе, перепроверяющий, придумывающий свои правила, ритуалы, со сформированным защитным механизмом по типу интеллектуализации: говорит заумно, придумывает сложные запутанные формулы, схемы, слова.

Таковы два собирательных образа, знакомых каждому педагогу. Это не индивидуальные особенности, это результат педагогических деструкции, к которым приводят неквалифицированные педагогические воздействия. С другой стороны, такой защитный механизм личности, как интеллектуализация, может принимать форму умствования, оригинальничания. В этом случае без специальной психодиагностики трудно определить, действительно ли ребенок умственно одарен или его умствования это психологическая защита, выполняющая регулятивную функцию, направленную на устранение тревожности, вызванной неврозом. В последнем случае, развивать его интеллект, поощрять его оригинальность означает усугублять его невроз.

Вторая область – развитие творческой активности детей. Это такие ошибки, как прямое развитие креативности через систему специальных упражнении, задач, программ, тренингов; ложные профессиональные установки (что одаренный ребенок – это творчески ребенок); понуждение к созданию творческих продуктов без учета кризиса креативности в развитии детской одаренности, периодов спада, покоя, накопления; недоучет личностных смыслов, динамики развития и уникальности в сочетании способностей; предъявление стандартов, образцов в творческой деятельности; предоставление полной свободы творчества, когда установка «делай что хочешь»приводит к тому, что ребенок «теряется сам в себе». Известно, что целенаправленное развитие креативности в специально организованных условиях невротизирует детей, делает их тревожными, агрессивными, приводит к хроническим психосоматическим заболеваниям, депрессии, перевозбудимости, вызывает внутри и межличностные конфликты. Одним словом, играет деструктивную роль. Фантазия ребенка может иметь не творческое, а невротическое начало, выполняя функцию психологической защиты от тревожности, вызванной каким - либо внутренним конфликтом личности. Тогда, развивая фантазию как защитный механизм личности, педагоги усугубляют невроз подростка. Таких детей с каждым годом становится все больше. По статистике их относят в разряд школьных дезадаптаций, а это, скорее, школьные деструкции [12].

Для здоровой, но не сформировавшейся личности ребенка целенаправленное развитие фантазии также небезопасно. При мечтании человек отходит от реального положения вещей в мире и живет в сфере фантазий при потере чувства реальности. Такой человек либо не может быть социально активен, потому что вся его энергия уходит на мечтательность, либо его социальная активность, направленная на воплощение вымысла, приводит других людей к страданиям и жертвам. Эта область педагогических ошибок приводит к гиперактивизации правого полушария головного мозга с последующим его запредельным торможением: тип ребенка с ослабленной волевой регуляцией, компенсаторно развитой фантазией, разворачиванием фантастических представлении, с сохранением интеллектуального потенциала, но мышлением вязким, по касательной или замкнутыми циклами [12].

Третья область – развитие личности одаренного подростка. Типичные ошибки: перегрузка учебными и развивающими видами деятельности (кружки, клубы, факультативы), в которых подросток является участником событий, организованных для него другими; отсутствие права выбора; скрытые или явные манипуляции одаренностью ребенка для достижения каких-либо профессиональных целей без учета кризисов одаренности, периодов спада, пауз в развитии; сравнение ребенка с другими детьми; выдвижение разного рода образцов, стандартов личности, характера, поведения, продуктов деятельности; недостаток свободы, любви, уважения; принуждение играть роль одаренного ребенка, соответствовать представлениям взрослых; недоучет роли уникальности личности; недоверие к жизненному опыту и силам ребенка; оценочные суждения, относящиеся к личности ребенка, а не к его поступкам. Такого рода воспитательные ошибки приводят к агрессии, депрессии, увлечению сектами, культами, инфантилизму, уходу в себя и другим формам недоразвития Я одаренного ребенка.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Принятие роли
В период пребывания человека в статусе на освоение роли влияет ряд факторов. Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн выделяют три группы факторов: 1. Связан с субъективным отношением к роли ее исполнителя (насколько значимы ролевые требования для ...

Преодоление состояния фрустрации
Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой д ...

Характерные черты российского менталитета
В годы советской власти ценность идеи преобладала над ценностью человеческой жизни. Жертвовать собой стало праведным ради торжества идеологии коммунизма, ради будущих поколений. Эта установка осталась в ментальности нескольких формаций со ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта