Таким образом, представители гуманистической направленности агрессию и агрессивность рассматривают в качестве фактора, блокирующего самоосуществление и развитие человека, но они не являются внутренней сущностью человека, а лишь провоцируются ситуацией.
Эволюционно-генетический подход. В рамках этого подхода агрессия и агрессивность считаются условиями выживания и адаптации человека. Внутривидовая агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. Агрессия – это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида.[5]
Однако представление о высокой степени целесообразности агрессии для человеческого существа вступает в серьезное противоречие с наблюдаемыми нами поистине катастрофическими последствиями проявления агрессивного поведения на межличностном, межгрупповом, межнациональном и межгосударственных уровнях. Это противоречие не может быть проигнорировано представителями эволюционно-генетического подхода. К. Лоренц (индивидуальное название его подхода к проблеме - этологический), преодолевая это противоречие, выдвинул новую дополнительную предпосылку, которая, по его мнению, снимает несоответствие.
Утверждается, что агрессивный инстинкт «хорош» и служит в естественных условиях сохранению жизни индивида и вида в целом. Ныне естественный порядок вещей нарушен следующим образом. Человек есть слабое животное (не хищник). У него, в связи с этим, достаточно ограниченные естественные возможности для убийства. По крайней мере, они никак не сравнимы с потенциалом настоящих хищников (лев, тигр, волк). Именно поэтому у человека эволюционным образом сформировались и закрепились лишь слабые инстинктивные запреты внутривидовой агрессии. Последняя должна иметь сильные инстинктивные запреты лишь у сильных хищников, так как только при их возможностях убийства агрессия становится угрозой выживания вида. Изобретения современного искусственного оружия привело к нарушению равновесия между слабыми возможностями убийства и слабыми же запретами на агрессию. Возможности убивать возросли, а запреты остались теми же, то есть слабыми.[5] Однако эта попытка «облагородить» рассматриваемый подход и сама его модель имеют немало уязвимых мест.
Почему, например, сразу отбрасывается мысль о том, что с изменением одного меняется и другое? А именно, что с ростом возможностей убийства растет и возможность регуляции агрессии и поведения человека вообще. Или в более широком контексте этот вопрос можно ставить как проблему одновременной эволюции (а) социальных условий, в которых живет человек, и (б) эволюции самого человека как социального существа. Современный человек в значительной мере сам создает условия, в которых он живет, но в немалой степени он создает себя и сам. Социальная эволюция человека с какого-то периода его развития обусловлена не только экзогенными факторами, средовыми воздействиями, но и эндогенными факторами саморазвития.[16]
Кроме того, существует и некоторое взаимодействие между этими механизмами эволюции. Оно может выражаться, например, в намеренном, целенаправленном моделировании и создании человеком таких социальных условий, при которых среда стимулировала бы эволюцию человека в определенном направлении. Иначе говоря, среда перестала быть независимой переменной, автономным фактором эволюции. Она в значительной степени теперь сама зависит от человека и эволюционирует под его воздействием.
Это обстоятельство одновременной и, что даже более важно, взаимообусловленной эволюции человека и среды никак не учитывается в эволюционных построениях К. Лоренца. При этом предполагается: (1) человек не меняется, и регуляция поведения, общения современного человека остается на уровне инстинктов; (2) социальная среда эволюционирует, но как бы автономным, независимым от человечества образом, причем в направлении, враждебном человеку, - от рождения человек не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества. Враждебность, ненормальность среды с точки зрения эволюционно-генетического подхода к агрессии выражается в блокировании, или депривации естественного социального поведения человека (т. е. инстинктивно-агрессивного) и в навязывании ему таких «неестественных форм поведения», как дружеское обращение с «ближними», любовь к ним.[19]
Информация по теме:
Психологические особенности добрачных отношений
Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологиче ...
Структурные методы
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории (Загородников С.В. Экономика предприятия):
· структурные
· межличностные.
Не следует считать причиной конфликтов простое ра ...
Роль общества в понимании природы Я в работах Кули Ч. и Мид Д.
В своих работах Кули и Мид опираются на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социаль ...