Понятие об агрессии

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Понятие об агрессии

Страница 2

Таким образом, представители гуманистической направленности агрессию и агрессивность рассматривают в качестве фактора, блокирующего самоосуществление и развитие человека, но они не являются внутренней сущностью человека, а лишь провоцируются ситуацией.

Эволюционно-генетический подход. В рамках этого подхода агрессия и агрессивность считаются условиями выживания и адаптации человека. Внутривидовая агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. Агрессия – это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида.[5]

Однако представление о высокой степени целесообразности агрессии для человеческого существа вступает в серьезное противоречие с наблюдаемыми нами поистине катастрофическими последствиями проявления агрессивного поведения на межличностном, межгрупповом, межнациональном и межгосударственных уровнях. Это противоречие не может быть проигнорировано представителями эволюционно-генетического подхода. К. Лоренц (индивидуальное название его подхода к проблеме - этологический), преодолевая это противоречие, выдвинул новую дополнительную предпосылку, которая, по его мнению, снимает несоответствие.

Утверждается, что агрессивный инстинкт «хорош» и служит в естественных условиях сохранению жизни индивида и вида в целом. Ныне естественный порядок вещей нарушен следующим образом. Человек есть слабое животное (не хищник). У него, в связи с этим, достаточно ограниченные естественные возможности для убийства. По крайней мере, они никак не сравнимы с потенциалом настоящих хищников (лев, тигр, волк). Именно поэтому у человека эволюционным образом сформировались и закрепились лишь слабые инстинктивные запреты внутривидовой агрессии. Последняя должна иметь сильные инстинктивные запреты лишь у сильных хищников, так как только при их возможностях убийства агрессия становится угрозой выживания вида. Изобретения современного искусственного оружия привело к нарушению равновесия между слабыми возможностями убийства и слабыми же запретами на агрессию. Возможности убивать возросли, а запреты остались теми же, то есть слабыми.[5] Однако эта попытка «облагородить» рассматриваемый подход и сама его модель имеют немало уязвимых мест.

Почему, например, сразу отбрасывается мысль о том, что с изменением одного меняется и другое? А именно, что с ростом возможностей убийства растет и возможность регуляции агрессии и поведения человека вообще. Или в более широком контексте этот вопрос можно ставить как проблему одновременной эволюции (а) социальных условий, в которых живет человек, и (б) эволюции самого человека как социального существа. Современный человек в значительной мере сам создает условия, в которых он живет, но в немалой степени он создает себя и сам. Социальная эволюция человека с какого-то периода его развития обусловлена не только экзогенными факторами, средовыми воздействиями, но и эндогенными факторами саморазвития.[16]

Кроме того, существует и некоторое взаимодействие между этими механизмами эволюции. Оно может выражаться, например, в намеренном, целенаправленном моделировании и создании человеком таких социальных условий, при которых среда стимулировала бы эволюцию человека в определенном направлении. Иначе говоря, среда перестала быть независимой переменной, автономным фактором эволюции. Она в значительной степени теперь сама зависит от человека и эволюционирует под его воздействием.

Это обстоятельство одновременной и, что даже более важно, взаимообусловленной эволюции человека и среды никак не учитывается в эволюционных построениях К. Лоренца. При этом предполагается: (1) человек не меняется, и регуляция поведения, общения современного человека остается на уровне инстинктов; (2) социальная среда эволюционирует, но как бы автономным, независимым от человечества образом, причем в направлении, враждебном человеку, - от рождения человек не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества. Враждебность, ненормальность среды с точки зрения эволюционно-генетического подхода к агрессии выражается в блокировании, или депривации естественного социального поведения человека (т. е. инстинктивно-агрессивного) и в навязывании ему таких «неестественных форм поведения», как дружеское обращение с «ближними», любовь к ним.[19]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Нейрофизиологические аспекты сердечнососудистых заболеваний
Стресс определяется как состояние, в котором мозг интерпретирует количество стимулов как чрезмерное или их качество как угрожающее и отвечает на них генерализованным способом. В течение стресса функциональное состояние сердца и дыхания ув ...

Подготовка молодежи к семейной жизни
В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства ...

Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводи ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта