Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения.
Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных аппаратов, механизмов, в общем нововведений, свидетельствует не только о все более увеличивающихся способностях человеческого мышления, но и о том, что этот самый прогресс со своими новшествами поспособствовал и прогрессу агрессии и насилия. Подобное явление можно наблюдать повсюду. И, если прислушаться к себе, к своему внутреннему, то осознаешь, что все-таки есть в тебе некоторый процент непонятной злости на окружающих и, вследствие этого, на самого себя. Это очень существенная проблема, к которой необходимо серьезно подойти и пытаться всеми силами разрешить. В связи с этим мы обратимся к тому, как понимали и понимают феномен агрессии с точки зрения научной психологии.
Безусловно, причины возникновения и проявления агрессии не все видят с одной стороны и сходятся в едином мнении. В психологии и других науках существует множество различных концепций и теорий по данной проблематике. А. Реан предпринял попытку объединить их всех и , таким образом, сформулировал два полярных подхода, названные им этико-гуманистический и эволюционно-генетический. Однако, прежде чем перейти к их рассмотрению, для обеспечения адекватности изложения и восприятия определим основные понятия.
Под агрессией, несколько сужая Э. Фромма, будем понимать любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.[7] Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В случаях агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.[19] Т. е. агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, это специфическая форма поведения. Агрессивность же есть свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений[4].
Другие авторы, например, Л. Бендер, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.[1]
Этико-гуманистический подход. Идеи различных концепций, входящих в этот подход, так или иначе восходят к этическим традициям христианского учения. С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Уже основные заповеди провозглашают: не убий, не укради, не судите, да не судимы будете. Они же запрещают действия, реально оказывающие вред, или направленные на причинение физического или психического (морального) ущерба. Неприемлемой оказывается и агрессивность как свойство личности: возлюби ближнего своего, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом (практическом) уровне, но и на когнитивном: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь.
В психологии, в рассматриваемый этико-гуманистический подход к проблемам агрессии, наиболее последовательно вписывается гуманистическая психология (А. Маслоу, Дж. Роджерс, В. Франкл). Сам дух ее проникнут позитивным отношением к человеку, стремящегося к наиболее полной самоактуализации, верой в его силу и позитивность личностного потенциала. Конечно, представители гуманистической психологии не настолько наивны, чтобы идеализировать человека, представлять его себе свободным от всяких негативных влечений. Человеку присущи разные, в том числе и негативные импульсы. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им (В. Франкл). Иначе говоря, необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но необходимо видеть принципиальную разницу между агрессивными импульсами(1), агрессивным импульсивным поведением (2) и свободным (зрелым) поведением личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения о собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Ибо в этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби. Однако, как справедливо замечает Франкл, «человек не перестает ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит!».[11]
Информация по теме:
Некоторые другие ветви прикладной психологии
Психология взаимодействия с окружающей средой существует в качестве самостоятельного подразделения прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным стимулом к ее возникновению стало осознание серьезных экологических ...
Проективные методики как метод психодиагностики
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...
Лидерские качества и их психологическая
характеристика
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
В ...