Необходимо отметить авторов, которые занимаются вопросами одаренности и внесли огромный вклад в психологию и педагогику одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса (1990). Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Освещением этих проблем занимаются зарубежные авторы: профессор университета Кливленда К.Тэкэкс (1970) (проблемы выявления и воспитания одаренных детей); М.Карне (1970),сотрудница университета штата Иллинойс (программы по социальной помощи одаренным детям), и другие. Свои психологические модели одаренности были разработаны рядом западных психологов: Дж. Гилфорд (1965), Дж. Рензулли (1970), П. Торренс (1966). Исследования и разработки по проблемам творческой одаренности ведет доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО - А.М.Матюшкин (1989). Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон (1982). Лонгитюдные исследования М.Е. Богоявленской (1990-1997) подтвердили понимание одаренности как социально детерминированного, прижизненно формируемого фактора. Можно отметить исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха (1990). Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, открывающая возможности для проявления индивидуальности ребенка. Попытки обобщить разноплановые исследования одаренности были сделаны авторами «Рабочей концепции одаренности» (2003г.): Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, А.М.Матюшкин, Д. В. Ушаков, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и многие другие современный исследователи. Данная концепция отражает современный взгляд на понятие одаренности, ее виды, методы работы с одаренными детьми, проблемы социального и личностного характера одаренных детей. Фундаментальные исследования по проблемам психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей разрабатывали Б.М. Теплов (1960), В.Д. Небылицын (1960). Самостоятельный вклад в изучение интеллекта в связи со свойствами темперамента внесли теоретические и экспериментальные исследования В.М. Русалова (1995). Исследования Э.А. Голубевой (1993) сочетают в себе традиционный «Павловский» подход к изучению проблемы способностей и новые приёмы изучения общих и специальных способностей. В своих работах Кулемзина А.В. (2003) рассматривает проблему невротизации одаренных детей и подчеркивает необходимость создания педагогической программы профилактики неврозов у одаренных школьников. О пользе лечебной педагогики в профилактике и коррекции невротических расстройств у детей писали уже в 1950 г. такие известные исследователи, как Г. Е Сухарева, В. Н. Мясищев. Учет психофизиологического состояния ребенка, его работоспособности, истощаемости его нервных структур может быть реализован в рамках педагогического воздействия.
Информация по теме:
Функциональная автономия: заблуждение или реальность
Концепция функциональной автономии мотивов является одним из ключевых элементов теории личности Гордона Олпорта. В соответствии с его теорией, принципиальной особенностью личности является ее активность, проактивность (активность, связанн ...
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с сохранным слухом
Межличностные отношения — это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами [3,3].
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детско ...
Периодизация психического развития по А.В. Петровском
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в раз ...