Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах. Самовнушения являются условием, повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень психомышечкой релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений АТ. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между "Я" субъекта и частями его тела ("не- Я"), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы.
Йдеомоторная тренировка (ИГ). В основе идеомоторной тренировки лежит "загадочный эффект" связи мысли и движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название "мысленной репетиции" предстоящего выступления.
Мысленная репетиция (МР).Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками,(19 ) "оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности". Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки певцов. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами "прокручивал" в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики вокалистов (артистов) к условиям предстоящего выступления в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей выступлений).
Ментальный имаготренинг (ИВ).
Метод имаготренинга (образ, изображение) основан на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющее создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. .Однако неталантливому, актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его". Принятая "маска-образ" создает эффект "психологической защиты" и делает его недосягаемым для соперников .
Психотренинг волевого внимания (ГШВ).
К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. (Е.Кончик,2002)
Обыгрывание.
В этом приеме психологической подготовки певец- исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая выступлением в кругу друзей. Обыгрывание ситуации выступления надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое - приятным.
Ролевая подготовка.
Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаго терапией , т.е. терапией при помощи образа. В состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.
Информация по теме:
Выводы
Данная работа была направлена на изучение связи статуса идентичности юноши с принятием роли в группе сверстников.
В результате проведенного исследования мы смогли получить результаты относительно трех, из четырех обозначенных, статусов и ...
Семейные факторы научной психологии
Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека, и социализации личности. Семья – это первый, и основной социальный институт, в который попадает человек.
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форм ...
Соревновательные и предсоревновательные психические состояния
Обычно выделяют следующие характеристики динамики предсоревновательного и соревновательного психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ), стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).СБ означает, что спор ...