Для того, чтобы обнаружить гендерную специфику девиантного повеления, необходимо определить нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных особенностей, характерологических свойств и личностных качеств.
Влияние психологического отношения к иммобилизации известно давно. Мужчины значительно хуже, чем женщины, эмоционально переносят длительный период ограничения движений или полной обездвиженности, т. е. можно утверждать, что на девиантный стиль поведения мужчины оказывает влияние возможность в полном максимальном объеме совершать действия. Ограничение этих возможностей способно приводить к характерологическим и патохарактерологическим реакциям и становлению девиации (например, агрессии). Именно поэтому в процессе социализации с целью профилактики неадекватных форм поведения мальчику требуется большая физическая активность и свобода действий. Иногда указывают даже на значимость процесса пеленания младенца на становление его отклоняющегося или нормативного поведения.
Мужской и женский стили поведения могут базироваться и на гендерных различиях психомоторики (походки, жестикуляции, письма), эргичности, скоростных (темповых) характеристиках и предметной пластичности (В.М. Русалов). Энергетический уровень потребности в освоении предметного мира (эргичность), так же как и способность к переключению с одних форм поведен на другие (предметная пластичность) и более скоростные характеристики, типичны для мужского стиля темперамента. По данным В.М. Русалова, у мужчин по сравнению с женщинами чаще проявляется жажда деятельности, наблюдается избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряженному умственному и физическому труду. Кроме того, отмечается характерная для мужчин гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности, чаще наблюдается высокий темп поведения, более высокая психомоторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Для женщин более характерна легкость вступления в новые социальные контакты, шире набор коммуникативных программ, более выражена коммуникативная импульсивность, легкость в переключении в процессе общения, а также повышенная чувствительность к неудачам, чаще наблюдается беспокойство, неуверенность, тревога. Таким образом, на уровне сбалансированного психофизиологического функционирования (темпераментальных свойств) можно отметить тот факт, что стилевые характеристики поведения мужчин и женщин существенно разнятся. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и сказаться на становлении и диагностике девиантных форм поведения. На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявляются в виде гендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними понимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщин (И.С.Кон). Формирование полоролевого поведения происходит на базе соответствующих гендерных особенностей темперамента под воздействием воспитания. Как правило, воспитание носит целенаправленный характер и включает в себя традиционные вербальные и невербальные способы. Оно начинается с первых дней жизни человека. Например, традиции предписывают оборачивать одеяло новорожденного мальчика или девочку лентами различного цвета (розовой - девочку, голубой - мальчика). Данный ритуал означает начало длительного периода полоролевого воспитания с целью сформировать адекватные биологическому полу гендерные стереотипы поведения. В дальнейшем это становление включает в себя различие в играх («дочки-матери», «война»), одежде (брюки, юбки), внешности (банты, галстуки) Вершиной полоролевого воспитания является формирование психосексуальной ориентации (гетеро- или гомосексуальной), что имеет значение для оценки сексуальных девиаций и перверсий.
Анализируя гендерный стиль поведения, значимым являются особенности поведения и самопрезентации человека в следующих сферах:
·внешность и стиль одежды;
·манеры поведения (мимики, жестов, походки);
·манера речи;
·стиль взаимодействия в семье;
Информация по теме:
Личность в группе. Влияние группы на личность
Положительное воздействие общности на индивида.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культ ...
Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для раз ...
Морально-нравственная и
операционально-образовательная подготовка.
Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень люде ...