Система методов изучения ценностно-ориентационного единства воинского коллектива

Психология » Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе » Система методов изучения ценностно-ориентационного единства воинского коллектива

Страница 2

Мировоззрение воина не подвержено быстрым изменениям, поэтому при изучении позиции личности, ее ценностей, морально-политической и нравственной ориентации в начальный период службы нужно активно собирать и учитывать информацию с места работы или учебы воина до его призыва в армию. Общность мировоззрений и личностных побуждений, отсутствие антагонистических противоречий у воинов - хорошая основа морально-политического единства личного состава подразделения, экипажа, боевого расчета.

При оценке боевой сработанности членов экипажа к объективным показателям эффективности совместной деятельности относят производительность воинского труда, безошибочность боевых действий, их точность, своевременность (быстрота реагирования) и высокую экономичность. Качественные и количественные критерии объективной оценки боевой сработанности по этим показателям хорошо известны. Так, качественным критерием точности стрельбы танкового экипажа будет конечный ее результат - поражение цели или промах. Количественным критерием будет величина отклонения точки попадания от точки прицеливания. Подобным образом может быть оценена и совместная деятельность экипажа вертолета и усилия боевого расчета ракетной установки. Конкретные нормативные критерии для оценки показателей эффективности совместной деятельности приводятся в соответствующих инструкциях и наставлениях.

Труднее поддаются количественной оценке субъективные показатели. Важнейшим из них является степень профессионального (служебного) взаимопонимания членов экипажа. Чаще всего оценка субъективных показателей осуществляется по качественной двоичной системе "хорошо-плохо". Возможно также применение трех-пяти балльной системы оценки, являющейся своего рода попыткой перехода к количественному измерению субъективных показателей. При достижении высокого уровня сработанности в военно-профессиональной сфере неизбежно происходит сближение субъективных и объективных оценок, но на начальных этапах возможно преобладание субъективного подхода к оценке, который к тому же отличается большей динамичностью, ситуативностью и легче поддается управлению.

Для оценки и прогноза боевой сработанности воинов в военно-профессиональной сфере можно использовать в течение некоторого времени пробное выполнение функциональных совместных обязанностей как на реальных образцах боевой техники и оружия, так и на всевозможных моделях, тренажерах и приспособлениях. Целесообразно также использовать для этих целей совместное несение боевых дежурств, регламентное обслуживание техники и оружия, выполнение хозяйственных работ, участие в субботниках и т.д.

Приемлемы и различные формы наставничества. В ходе таких экспериментов целесообразно наблюдать за особенностями процесса сближения, срабатываемости членов экипажа, зафиксировать достигнутые ими результаты, а после завершения работ провести беседу или анкетирование участников для оценки их психических состояний, преобладающих эмоций и общего впечатления о партнере по совместной деятельности.

При оценке третьего компонента сплоченности - психологической совместимости - также можно ориентироваться на объективные и субъективные показатели. На объективном уровне ее показателем является количество межличностных конфликтов в сфере внеслужебного общения, а на субъективном уровне при хорошей совместимости у членов экипажа возникает чувство эмоциональной взаимной удовлетворенности. При объективном подсчете количества конфликтов, в первую очередь, следует учитывать преднамеренные, негативные по содержанию и влиянию на эмоциональную сферу личности конфликты. Сведения о ситуативных конфликтах используются в качестве дополнительной информации. Объективный уровень несет в себе количественную меру психологической совместимости, а субъективный как бы подытоживает сложившиеся в экипаже отношения, является своеобразным свидетельством степени развития коллектива. Ведь в эмоциях лучше всего реализуется правдивость отношений: эмоции могут быть ложными, но не могут быть лживыми. К числу основных проявлений эмоциональной удовлетворенности партнером, на наш взгляд, следует отнести: наличие положительных эмоций во время и после совместного отдыха, занятий спортом, участия в культурно-массовой работе и т.д.; признание своих товарищей наиболее интересными собеседниками и партнерами по проведению досуга, стремление к совместному проведению свободного времени.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования
Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология ...

Возрастные особенности подросткового возраста
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельнос ...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта