Инсайт

Психология » Искусство психологического консультирования » Инсайт

Страница 1

Опыт выражения до сих пор подавляемых чувств несет в себе нечто большее, чем просто высвобождение. В ходе этого переживания индивид обретает какое-то новое восприятие самого себя. Постепенно он достигает нового восприятия самого себя и через свои действия демонстрирует, что играет уже новую для себя роль.

Инсайт - это крайне важный аспект терапевтического консультирования, сложный процесс, развивающийся постепенно и редко когда происходит одномоментно, сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями неинтеллектуального характера, и поэтому они могут иметь, а могут и не иметь, четкого вербального выражения. У клиента происходит восприятие прежних фактов в новых взаимосвязях.

Инсайт означает реорганизацию поля восприятия. Он состоит в обнаружении новых взаимосвязей. Это интеграция накопленного опыта. Он означает переориентацию своего “я”. Все эти утверждения скорее всего являются истинными. Все они ясно подчеркивают тот факт, что инсайт, по существу, — это новый способ восприятия. Во многих случаях инсайт оказывается значим для клиента как процесс достижения необходимой степени свободы, позволяющей по-новому взглянуть на старые проблемы. Как опыт открытия для себя новых взаимосвязей между известными ранее установками, готовность принять скрытые элементы хорошо известной ситуации.

Инсайт приходит постепенно, понемногу, прежде чем индивид разовьет в себе достаточное количество психической силы, чтобы справиться с новым восприятием знакомых вещей.

Движение к инсайту часто включает не только признание индивидом собственной роли, но также и признание своих подавляемых стремлений. До тех пор пока индивид отрицает собственные установки, он продолжает поддерживать свои компенсаторные механизмы защитного характера. Когда он сможет четко распознать и принять как часть себя самого эти чувства, потребность в защитных реакциях, как правило, исчезает.

Инсайт может означать обнаружение новых взаимосвязей между старыми событиями, или он может означать принятие до сих пор подавляемых установок и импульсов, стремление к признанию и осознанию роли, которую играет человек.

Основной способ, подводящий клиента к достижению инсайта, — это тот, который скорее требует от консультанта максимальной сдержанности, нежели чрезмерной активности. Основной метод заключается в том, чтобы способствовать проявлению установок и различных эмоций клиента до тех пор, пока не произойдет спонтанного озаряющего самоосмысления. Инсайт часто сдерживается, а иногда его невозможно создать даже при помощи усилий со стороны консультанта или сделать так, чтобы он был выражен. Он может и не сдерживаться, но достичь его можно только при условии применения в беседе таких подходов, которые предполагают полное выражение отношений, установок и чувств клиента.

При определенных обстоятельствах допускается интерпретация некоторых данных, полученных консультантом от клиента. Когда интерпретация всецело опирается на утверждения клиента и когда она является простым объяснением того, что клиент уже осознал для себя, то такой подход может быть вполне успешен. Если интерпретация не принимается полностью, это порождает сопротивление и вряд ли принесет какую-то пользу в лечении. Когда же в чем-то не совсем ясное и смутное ощущение понято и принято, клиент постепенно приходит к самому глубокому осмыслению происходящего, пониманию того, что, возможно, силы, заставляющие его сделать этот выбор, находятся где-то глубоко внутри, что в нем самом есть способность и силы для роста и независимости.

Инсайт и самопонимание наиболее эффективны, когда они возникают спонтанно. Если консультанту удалось создать для клиента атмосферу свободы, чтобы тот мог ясно взглянуть на себя и свои проблемы, наиболее ценный тип инсайта будет развиваться по собственной инициативе клиента. Консультант может способствовать этому процессу, переформулируя уже достигнутый инсайт, уточняя новые аспекты понимания, которые возникли у клиента, также может указать клиенту на взаимосвязи или паттерны реакций, которые, очевидно, вытекают из материала, полученного в ходе свободного самовыражения в процессе обсуждения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Диагностика методов исследования внимания младших школьников
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...

Нейропсихологический аспект понятия «высшие психические функции»
Понятие «высшие психические функции» - центральное в данной работе - было введено в общую психологию Л.С. Выготским и затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами. В нейропсихологии под ВПФ понимаются сложные формы сознательно ...

Влияние семейных факторов научной психологии на развитие личности ребенка
С точки зрения семейных факторов научной психологии существует два пути развития личности ребенка: отрицательное развитие (задержка в развитии) и положительное, т.е. развитие полноценной личности ребенка. Наука о психическом развитии реб ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта